Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении «Бейская средняя общеобразовательная школа интернат имени Н.П. Князева» Утверждаю: Директор школы МБОУ «Бейская СОШИ им Н.П. Князева» _____________Романцова Н.В. Приказ № 65 от 02.09.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРИРОДОВЕДЕНИЕ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс Разработчик: учитель биологии Кутергина Е.А. Обсуждена и согласована на школьном методическом объединении учителей естественных наук Протокол № 1 от 29.08.2024г. Принята на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 30.08.2024г. с.Бея, 2024 год Пояснительная записка Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами курса «Природоведение» являются: ― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; ― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; ― формирование специальных и общеучебных умений и навыков; ― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; ― воспитание социально значимых качеств личности. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека. Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной. Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля. Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися). В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала. Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.). Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Содержание учебного предмета 5 класс (2 ч в неделю, всего 68 часов) При изучении раздела «Вселенная» - (6 ч.) обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий. В разделе «Наш дом ― Земля» - (49 ч.) изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» - (12 ч.) завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, распо- ложенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При изучении этого раздела необходимо опираться на знания обучающихся о своем родном крае. Промежуточная аттестация – 1 ч. Форма проведения: выполнение группового проекта «Неживая природа». Тематическое планирование по природоведению 5 класс 2024 – 2025 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока (тип урока) Вселенная. Небесные тела: планеты, звёзды (изучение нового материала). Виды учебной деятельности Правила работы с учебником, с тетрадью. Работа со схемой «Небесные тела». Беседа. Письменная работа в тетрадях. Работа с учебным текстом, с иллюстрациями. Солнечная система. Работа со схемой «солнечная Солнце система». Беседа. Письменная (комбинированный). работа в тетрадях. Работа с учебным текстом. Исследование Просмотр видеосюжета космоса. Спутники. «Планета Земля». Беседа. Космические Демонстрация модели Земли корабли (глобус). Определение понятий (комбинированный). «спутники», «космические корабли». Работа в тетрадях Полёты в космос Просмотр видеосюжета (комбинированный). «Космос». Беседа. Демонстрация модели Земли (глобус). Работа в тетрадях Смена дня и ночи Просмотр видеосюжета (комбинированный). «Планета земля». Беседа. Демонстрация модели Земли (глобус). Определение понятий «смена дня и ночи», «смена времён года». Работа в тетрадях Смена времён года. Работа со схемой «Смена Сезонные изменения времён года». Беседа. в природе Письменная работа в тетрадях. (комбинированный). Определение понятия «смена времён года». Работа в тетрадях Просмотр слайдов презентации Наш дом – Земля. Воздух (изучение «Воздух». Беседа. Проведение нового материала). опыта по обнаружению воздуха вокруг нас (опыт с тетрадью). Работа в тетрадях. Планета Земля. Работа со схемой «Оболочки Оболочки Земли Земли». Беседа. Письменная (комбинированный). работа в тетрадях. Работа в тетрадях. Ответы на вопросы Значение воздуха Просмотр слайдов презентации для жизни на Земле «Воздух в природе». Беседа. (комбинированный). Проведение опыта по обнаружению воздуха вокруг нас. Работа в тетрадях. Дата проведения 05.09.2024 06.09.2024 12.09.2024 13.09.2024 19.09.2024 20.09.2024 26.09.2024 27.09.2024 03.10.2024 Дата факт. проведения 10 Свойства воздуха (комбинированный). 11 Давление и движение воздуха (комбинированный). 12 Температура воздуха термометр (комбинированный). 13 Движение воздуха в природе. Ветер (комбинированный). 14 Состав воздуха. Кислород его значение и применение (комбинированный). Состав воздуха. Углекислый газ и азот (комбинированный). 15 16 Охрана воздуха (комбинированный). 17 Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых, значение, способы добычи (изучение нового материала). Наблюдения за демонстрацией опыта (обнаружение воздуха в пористых телах: сахар, сухарь, уголь, почва). Беседа. Анализ результатов. Работа в тетрадях. Определение понятия «упругость». Наблюдения за демонстрацией учителя (опыт со стеклянной трубкой). Анализ результатов. Работа в тетрадях. Работа с учебным текстом. Наблюдения за демонстрацией опыта в начале урока (теплопроводность). Значение плохой теплопроводности воздуха в природе. Измерение температуры воды в опытных стаканах. Анализ результатов. Определение понятия «ветер». Наблюдение за демонстрацией опыта (циркуляция воздуха). Наблюдение за отклонением пламени свечи. Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации «Состав воздуха. Кислород». Беседа. Ответы на вопросы. Наблюдение за демонстрацией опыта «Сгорание кислорода». Просмотр слайдов презентации «Состав воздуха. Углекислый газ и азот». Беседа. Наблюдение за демонстрацией опыта «Тлеющая лучинка». Определение свойств углекислого газа Просмотр экологического мультфильма. Проблемная беседа. Ответы на вопросы. Определение мер по очистке загрязнённого воздуха. Работа в тетрадях, с текстом учебника. Определение понятия «полезные ископаемые». Наблюдение за демонстрацией образцов различных полезных ископаемых. Беседа. Работа с раздаточным материалом (в парах). Ответы учащихся. Работа в тетрадях; с текстом. 04.10.2024 10.10.2024 11.10.2024 17.10.2024 18.10.2024 24.10.2024 25.10.2024 07.11.2024 18 19 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк (комбинированный). Песок. Глина (комбинированный). 20 Горючие полезные ископаемые. Торф (комбинированный). 21 Каменный уголь. Месторождения каменного угля в Хакасии (комбинированный). 22 Добыча и использование каменного угля (комбинированный). 23 Нефть (комбинированный). 24 Добыча и использование нефти (комбинированный). Просмотр видеосюжета «Строительство дома». Беседа. Работа с образцами полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк). Сюжетноролевая игра «Строим дом». Работа с учебным текстом. Работа в тетрадях. Ответы уч-ся Просмотр слайдов презентации «Песок и глина. Использование в строительстве». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с раздаточным материалом полезные ископаемые (работа в парах). Определение понятия «горючие». Просмотр слайдов презентации «Горючие полезные ископаемые». Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях (схема). Работа с учебным текстом. Просмотр видеосюжета «Каменный уголь. Добыча каменного угля». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с образцами угля (определение свойств угля; хрупкость угля). Работа в тетрадях. Правила отопления дома углём. Просмотр видеосюжета «Месторождения каменного угля в Хакасии». Беседа. Определение способа добычи угля в Хакасии. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации «Нефть». Беседа. Ответы на вопросы. Наблюдение за демонстрацией образцов (нефть; продукты переработки нефти). Работа в тетрадях. Работа с учебным текстом, с иллюстрациями. Просмотр видеосюжета «Добыча нефти». Беседа. Наблюдение за демонстрацией образцов (продукты переработки нефти). Работа в тетрадях. Работа с текстом. 08.11.2024 14.11.2024 15.11.2024 21.11.2024 22.11.2024 28.11.2024 29.11.2024 25 Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту (комбинированный). 26 Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (комбинированный). 27 Чёрные металлы. Сталь. Чугун (комбинированный). 28 Цветные металлы (комбинированный). 29 Благородные (драгоценные) металлы (комбинированный). Охрана полезных ископаемых (комбинированный). 30 31 Обобщающий урок. Полезные ископаемые (повторительнообобщающий). 32 Вода. Вода в природе (изучение нового материала). Просмотр слайдов презентации «Природный газ. Добыча природного газа». Беседа. Правила обращения с газом в быту. Наблюдение за демонстрацией образцов (природный газ; продукты переработки газа). Просмотр слайдов презентации по теме «Получение металлов». Определение понятия «металлы». Беседа. Ответы на вопросы. Определение свойств металлов. Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации. Работа со схемой «Чёрные металлы». Демонстрация образцов чёрных металлов (чугун, сталь). Просмотр видеофрагмента «Доменная печь» (устройство и работа). Демонстрация образцов цветных металлов (определение свойств). Просмотр слайдов презентации «Получение цветных металлов». Беседа. Просмотр фильма «Производство алюминия». Беседа. Ответы на вопросы. Просмотр слайдов презентации «Благородные металлы». Демонстрация образцов. Беседа. Работа с текстом учебника. Просмотр экологического мультфильма. Проблемная беседа. Ответы на вопросы. Определение мер по охране полезных ископаемых. Работа в тетрадях, с текстом учебника. Повторение темы «Полезные ископаемые». Беседа. Выполнение самостоятельной работы (ответы на вопросы теста). Систематизация учебного материала. Просмотр слайдов презентации «Вода в природе». Беседа. Работа с моделью Земли (глобусом). Работа с географической картой. 05.12.2024 06.12.2024 12.12.2024 13.12.2024 19.12.2024 20.12.2024 26.12.2024 27.12.2024 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Роль воды в питании живых организмов (комбинированный). Свойства воды (комбинированный). Беседа «Вода и живые организмы». Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Демонстрация опытов «Свойства воды». Беседа. Работа в тетрадях. Изготовление учащимися макета реки из бумаги. Проведение опыта «Почему текут реки?» (рельеф). Растворимые и Демонстрация опыта нерастворимые (растворение в воде сахара и вещества растворение мела). Проблемная (комбинированный). беседа. Работа в тетрадях. Определение понятия «вода растворитель» (не все вещества) Питьевая вода Определение понятий, (комбинированный). «раствор», «растворяемое вещество»; «минеральная вода». Демонстрация минеральной и морской воды. Беседа. Работа в тетрадях. Прозрачная и Определение понятий мутная вода. «фильтр», «чистая» и «мутная» Очистка мутной вода. Наблюдение за воды демонстрацией опыта (комбинированный). (растворение кусочка почвы, мела; очистка мутной воды фильтрование). Беседа. Работа с учебником. Работа в тетрадях. Три состояния воды. Наблюдения за демонстрацией Температура воды и опытов (переход воды из её измерение одного агрегатного состояния в (комбинированный). другое). Определение понятий «термометр», «градусы». Измерение температуры воды. Расширение воды Правила обращения с простым при нагревании и лабораторным оборудованием сжатие при (техника безопасности). охлаждении, Наблюдения за демонстрациями расширение при учителя (опыт с нагреванием замерзании воды). Беседа. Ответы на (комбинированный). вопросы. Анализ результатов. Свойства воды Наблюдения за демонстрациями (Лабораторная учителя (опыты с водой). работа). Беседа. Работа в тетрадях. Работа воды в Повторение свойств воды природе. Саяно(текучесть). Просмотр Шушенская ГЭС видеосюжета «Что такое (комбинированный). плотина»; «СШ ГЭС». 09.01.2025 10.01.2025 16.01.2025 17.01.2025 23.01.2025 24.01.2025 30.01.2025 31.01.2025 06.02.2025 42 43 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и с/х (комбинированный). Вода в природе: осадки, воды суши (комбинированный). 44 Круговорот воды в природе (комбинированный). 45 Воды суши: ручьи, реки (комбинированный). 46 Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища (комбинированный). Моря и океаны (комбинированный). 47 48 Охрана воды (комбинированный). 49 Поверхность суши. Почва (изучение нового материала). 50 Форма поверхности суши: равнины, холмы, овраги (комбинированный). Просмотр видеофильма «Использование воды человеком». Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Составление рассказа учащимися «Значение воды в природе». Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации «Вода в природе». Беседа. Работа с моделью Земли (глобусом). Работа с географической картой. Работа в тетрадях. Ответы на вопросы. Просмотр слайдов презентации «Круговорот воды в природе». Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение учащимися рисунка «Круговорот воды в природе». Ответы на вопросы. Работа с географической картой (показ рек России, Хакасии). Беседа. Ответы на вопросы. Чтение литературного текста. Работа с географической картой (показ озёр России, Хакасии). Беседа. Ответы на вопросы. Чтение литературного текста. Работа с географической картой (показ морей и океанов Земли). Беседа. Ответы на вопросы. Просмотр видеосюжета «Охрана воды». Проблемная беседа. Ответы на вопросы. Определение мер по охране воды (работа школьного проекта «Чистый берег). Просмотр слайдов презентации «Поверхность суши. Почва». Демонстрация образцов почвы. Выделение главных факторов влияющих на образование почвы. Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации «Разнообразие поверхности». Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение рисунка на доске (разнообразие поверхности). Самостоятельная работа в тетрадях (рисунок рельефа). 07.02.2025 13.02.2025 14.02.2025 20.02.2025 21.02.2025 27.02.2025 28.02.2025 06.03.2025 07.03.2025 51 52 53 54 55 56 57 58 Горы (комбинированный). Просмотр слайдов презентации «Горы». Беседа. Ответы на вопросы. Выполнение рисунка на доске (разнообразие поверхности). Самостоятельная работа в тетрадях. Почва – верхний Индивидуальная работа с слой Земли. Состав образцами почвы (на каждого почвы учащегося). Определение (комбинированный). состава почвы (перегной, глина, песок, минеральные соли). Определение опытным путём воды и воздуха в почве (проведение опыта). Работа в тетрадях. Работа с текстом. Разнообразие почв Наблюдение за демонстрацией (комбинированный). образцов местных почв (название, состав, свойства). Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях; с текстом. Основное свойство Определение понятия почвы – плодородие. «плодородие». Правила Обработка почвы внесения в почву удобрений. (комбинированный). Чтение учебного текста. Беседа. Ответы на вопросы. Охрана почвы Просмотр слайдов презентации (комбинированный). «Значение почвы». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с учебным текстом. Просмотр экологического мультфильма. Беседа. Работа в тетрадях. Просмотр видеосюжета Есть на Земле «Российская Федерация». страна Россия. Место России на Беседа. Ответы на вопросы. земном шаре. Работа с картой (расположение Знакомство с картой на карте). Работа в тетрадях, (изучение нового работа с иллюстрациями. материала). Моря и океаны, Просмотр видеосюжета «Моря омывающие берега и океаны России». Беседа. России Ответы на вопросы. Работа с (комбинированный). картой (расположение морей и океанов на карте). Работа в тетрадях, работа с текстом. Равнины и горы на Просмотр слайдов презентации территории нашей «Российская Федерация». страны Беседа. Ответы на вопросы. (комбинированный). Работа с картой (расположение России на географической карте). Работа в тетрадях. 13.03.2025 14.03.2025 20.03.2025 21.03.2025 22.03.2025 03.04.2025 04.04.2025 10.04.2025 59 60 Реки и озёра России. Реки и озёра Хакасии (комбинированный). Москва – столица России (комбинированный). 61 Абакан – столица республики Хакасия (комбинированный). 62 Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий (комбинированный). Промежуточная аттестация Нижний Новгород, Казань, Волгоград (комбинированный). 63 64 65 Новосибирск, Владивосток (комбинированный). 66 Население нашей страны (комбинированный). 67 Повторение пройденного материала (повторительнообобщающий). Повторение пройденного материала (повторительнообобщающий). 68 Работа с географической картой (показ рек и озёр России, Хакасии). Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Просмотр слайдов презентации «Москва – столица России». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с картой (расположение на географической карте). Работа в тетрадях. Итог урока. Просмотр слайдов презентации «Республика Хакасия». Беседа. Работа с картой «Районы и города Хакасии» (раздаточный материал). Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. Итог урока. Просмотр видеосюжета «Города Золотого кольца России». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с картой (расположение городов на карте). Работа в тетрадях. Форма проведения: Решение заданий теста Просмотр видеосюжета «Города России». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с картой (расположение городов на карте). Работа в тетрадях. Просмотр видеосюжета «Города России. Новосибирск, Владивосток». Беседа. Ответы на вопросы. Работа с картой (расположение городов на карте). Работа в тетрадях. Просмотр презентации. Беседа. Письменная работа в тетрадях. Работа с учебным текстом, с иллюстрациями. Повторение темы «Вселенная», «Воздух», «Полезные ископаемые». Беседа. Ответы на вопросы. Ответы на задания теста. Чтение учебного текста. Повторение темы «Вода», «Почва», «Страна Россия». Беседа. Ответы на вопросы. Ответы на задания теста. Чтение учебного текста. 11.04.2025 17.04.2025 18.04.2025 24.04.2025 25.04.2025 26.04.2025 15.05.2025 16.05.2025 22.05.2025 23.05.2025