МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Бейской СОШИ им. Н.П. Князева» _____________________ Н.В.Романцова Приказ № 65 от «02» сентября 2024г. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для обучающихся с умственной отсталостью (интелеектуальными нарушениями) 5 класс Разработчик: Малашкина Людмила Александровна Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей Труда(технологии), музыки и ИЗО Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Принята на Педагогическом совете школы Протокол № 1 от 30 августа 2024 г. с. Бея.2024 г. Пояснительная записка Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач: коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним; ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи; развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: - рисование с натуры; - декоративное рисование; - рисование на темы; - беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Рисованию с натуры предшествует изучение изображаемого предмета. У обучающихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными линиями. Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для обучающихся. Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 5 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовительная работа. Необходимо предложить обучающимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты. Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трёхчетырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или пять-шесть предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке у обучающихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль. Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события. Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования; знание названий предметов, подлежащих рисованию; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; рисование по образцу с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных изображенных предметов и действий. иллюстрациях и репродукциях Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Содержание учебного предмета 5 класс (2 ч в неделю, всего 68 часов) Рисование с натуры – 30 ч. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску. Декоративное рисование –15 ч. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения). Рисование на темы – 9 ч. Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве – 13 ч. Развитие у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. Промежуточная аттестация – 1ч. Форма проведения: выполнение рисунка с натуры (предмет комбинированной формы, с использованием осевых линий). № 1 2 3 4 5 6 7 Тематическое планирование по изобразительной деятельности 5 класс 2024-2025 учебный год Тема урока Виды учебной деятельности Дата Дата факт. (тип урока) проведения проведения Беседа Просмотр слайдов презентации 2.09 «Декоративно – «Декоративно-прикладное прикладное искусство» (керамика: посуда, искусство» игрушки, малая скульптура). (изучение нового Рассматривание изделий из материала) керамики. Рисование Демонстрация образцов узоров 6.09 растительного в полосе (стилизованные ягоды, узора в полосе из ветки, листья). Составление повторяющихся узора с применением осевой элементов линии. Выполнение рисунка. (комбинированный) Ровная закраска элементов. Рисование Демонстрация образцов узоров 9.09 геометрического в полосе (геометрические узора в полосе из фигуры, линии). Составление повторяющихся узора с применением осевой элементов линии. Выполнение рисунка. (комбинированный) Ровная закраска элементов. Самостоятельное Демонстрация образцов узоров 13.09 составление в из растительных элементов полосе узора из (чередование по форме и растительных или цвету). Самостоятельная геометрических работа. Составление узора с элементов применением осевой линии. (комбинированный) Ровная закраска элементов. Беседа на тему Просмотр видеофильма 16.09 «Произведения «Народные художественные мастеров народных промыслы». Рассматривание художественных изделий из глины, дерева промыслов» (Городецкая роспись, Жостово). (изучение нового Активное и целенаправленное материала) восприятие произведений ДПИ. Составление Демонстрация образцов узоров 20.09 растительного в круге. Составление узора с узора в круге с применением осевых линий. применением о/л Выполнение рисунка. Анализ (комбинированный) работ учащихся. Рисование Демонстрация образцов 23.09 геометрического геометрических орнаментов орнамента в круге (построение четырёх оваловс применением о/л лепестков на осевых линиях (комбинированный) круга). Выполнение рисунка. Ровная закраска элементов. 8 Рисование простого натюрморта (комбинированный) 9 Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (комбинированный) Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (комбинированный) Рисование симметричного узора по образцу (комбинированный) Рисование простого натюрморта (комбинированный) 10 11 12 13 14 15 16 Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (комбинированный) Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный) Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (комбинированный) Беседа на тему «Народное декоративноприкладное искусство» (изучение нового Анализ объектов изображения (яблоко). Сравнение рисунка с объектом изображения. Установление последовательности выполнения рисунка. Анализ. Последовательный анализ объектов изображения (яблоко и груша). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектом. Последовательный анализ объектов изображения (морковь и огурец). Установление последовательности выполнения рисунка. Сравнение рисунка с объектом. Демонстрация симметричного узора «Бабочка». Составление узора с применением осевой линии. Анализ рисунков. Анализ объектов изображения (стакан). Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Сравнение рисунка с объектом. Анализ. Анализ объекта изображения (ваза керамическая). Сравнение рисунка учащихся с объектом изображения. Рисование предмета с использованием средней (осевой) линии. Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение ПДД. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Выполнение рисунка. Анализ. Просмотр слайдов презентации «Дорожные знаки». Повторение ПДД. Анализ объекта изображения (дорожный знак «Пешеходный переход»). Просмотр видеофильма «Богородская деревянная игрушка». Рассматривание Богородской игрушки («Кузнецы»). Активное и целенаправленное восприятие 27.09 30.09 4.10 7.10 11.10 14.10 18.10 21.10 25.10 17 18 19 20 21 22 23 24 материала) произведений декоративноприкладного искусства. Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный) Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (комбинированный) Рисование в квадрате узора из геометрических форм с применением осевых линий (комбинированный) Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись» (изучение нового материала) Пейзаж. Выполнение простого двухпланового пейзажа (комбинированный) Беседа на тему: «Творчество художников Хакасии» (изучение нового материала) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (комбинированный) Анализ объекта изображения (детская раскладная пирамидка) Последовательность выполнения рисунка. Рисование предмета с использованием о/л Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. 8.11 11.11 15.11 Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Живопись». Рассматривание картин. Определение эмоционального состояния изображённых на картинах лиц. Просмотр слайдов презентации «Пейзаж». Последовательность выполнения рисунка. Выполнение двухпланового пейзажа. Анализ рисунков. 18.11 Просмотр слайдов презентации «Художники Хакасии». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение содержания произведений. Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося). Передача в рисунке формы, цвета и пропорции. Выполнение учащимися постройки из элементов строительного материала (индивидуально для каждого учащегося). Выполнение рисунка. 25.11 22.11 29.11 2.12 25 26 27 28 29 30 31 Рисование с натуры цветочного горшка с растением (комбинированный) Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (комбинированный) Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный) Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный) Рисование на тему «Зимние кружева» (комбинированный) Рисование новогодних карнавальных очков (комбинированный) Рисование на тему «Лес зимой» (комбинированный) 32 Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала). 33 Рисование с натуры фигуры человека (изучение нового материала). 34 Беседа «Жанр живописи – портрет». Анализ объекта изображения (цветочный горшок с растением). Рисование горшка с использованием средней осевой линии. Выполнение работы. Анализ объекта изображения (часы с прямоугольным циферблатом). Передача в рисунке формы и пропорции предмета. Выполнение рисунка. Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений, возникающих на основе прочитанного текста. Просмотр видеосюжета «Зимние узоры». Просмотр мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок). Просмотр слайдов презентации «Карнавальные очки». Беседа. Изготовление очков из полоски плотной бумаги размером 10х30 см. Декоративное оформление. Просмотр слайдов презентации «Зимний лес». Правильное изображение предметов (ближе – дальше). Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ. Анализ объекта изображения (позирующий ученик). Беседа. Передача в рисунке формы, строение, пропорции тела человека. Последовательность выполнения рисунка. Анализ. Просмотр слайдов презентации «Жанры живописи. Портрет». Беседа «Портреты в картинах известных художников». Рассматривание картин. 6.12 9.12 13.12 16.12 20.12 23.12 27.12 28.12 10.01 13.01 35 Рисование с натуры портрета 36 Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (изучение нового материала) Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в геометрической форме (комбинированный) Рисование с натуры игрушки (комбинированный) 37 38 39 40 41 42 43 Просмотр слайдов презентации «Жанры живописи. Портрет». Последовательность выполнения портрета. Выполнение рисунка. Анализ. Просмотр слайдов презентации «Изобразительное искусство. Скульптура». Ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениям 17.01 Демонстрация образцов узоров из растительных декоративно переработанных элементов. Использование шаблона (круг, квадрат). Составление узора с применением осевых линий. Самостоятельная работа учащихся. Анализ работ учащихся. Анализ объекта изображения (грузовик). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Анализ. Рисование с Анализ объекта изображения натуры игрушки (кукла-неваляшка). Передача в (комбинированный) рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. Рисование по Беседа «Вид из окна моего памяти и по дома». Вспомнить элементы представлению пейзажа. Отражение учащимися (комбинированный) своего наблюдения в рисунке. Беседа об Просмотр слайдов презентации изобразительном «Картины о школе, семье». искусстве Рассматривание картин. «Картины Определение эмоционального художников о состояния изображённых на семье» (изучение картинах лиц. нового материала) Рисование с Анализ объектов изображения натуры предметов (кружка). Передача в рисунке цилиндрической формы предметов. Сравнение формы рисунка с объектами (комбинированный) изображения. Анализ рисунков. Рисование с Анализ объектов изображения натуры предметов (кастрюля). Передача в рисунке цилиндрической формы предметов. Сравнение формы рисунка с объектами (комбинированный) изображения. Анализ рисунков. 24.01 20.01 37.01 31.01 3.02 7.02 10.02 14.02 44 45 46 47 48 49 50 51 Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (комбинированный) Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения» (изучение нового материала) Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Холодная и тёплая цветовая гамма. Композиция» (изучение нового материала) Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный) Рисование с натуры предмета шаровидной формы (комбинированный) Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (комбинированный) Анализ объектов изображения (кофейник). Передача в рисунке формы, пропорции и цвета предмета. Анализ рисунков. 17.02 Просмотр слайдов презентации «Выразительные средства живописи». Определение учащимися солнечного освещения, сумерек, пасмурной погоды на картинах известных художников. 21.02 Просмотр слайдов презентации «Выразительные средства живописи». Выполнение упражнений на определение холодной и тёплой цветовой гаммы. Составление композиции картины. Определение композиции на картинах известных художников. Анализ объекта изображения (мяч). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. Анализ рисунков. Анализ объекта изображения (глобус). Передача в рисунке формы, пропорции, объёма и цвета предмета. Выполнение работы. Ровная закраска. Анализ объектов изображения (два яблока разного цвета, лимон). Сравнение рисунка с объектами изображения. Передача в рисунке объёма предметов. Анализ рисунков. Рисование с Анализ объектов изображения натуры объёмных (помидор, картофель, свёкла). предметов Сравнение рисунка с объектами округлой формы изображения. Анализ рисунков (комбинированный) учащихся. Рисование Построение клеток с помощью «ленточного» линейки. Рисование шрифта. шрифта по клеткам Ровная закраска шрифта с 24.02 28.02 3.03 7.03 10.03 14.03 52 53 54 55 56 57 58 59 60 (изучение нового материала) Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (изучение нового материала) Пейзаж. Выполнение трёхпланового пейзажа Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация (изучение нового материала) Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок (изучение нового материала) Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (комбинированный) соблюдением контура. Анализ выполненной работы. Построение клеток с помощью линейки. Рисование шрифта. Ровная закраска шрифта с соблюдением контура. Анализ выполненной работы. Просмотр слайдов презентации «Пейзаж». Последовательность выполнения рисунка. Выполнение пейзажа. Анализ. Просмотр слайдов презентации «Графика: книжная иллюстрация». Основные изобразительные средства графики. Работа с книгой (рассматривание иллюстраций). Просмотр слайдов презентации «Элементы оформления книги». Беседа. Демонстрация книги с изображением заставок, буквиц, концовок. Выполнение рисунка элементов оформления книги (по выбору учащихся). Анализ. Анализ объектов изображения (тарелка). Передача в рисунке формы, конструкции, величины. При раскрашивании – подбор гармонически сочетающихся цветов. Рисование с Анализ объектов изображения натуры объёмных (чайная пара). Передача в предметов – посуда рисунке формы, конструкции, (комбинированный) величины составных частей и цвета предметов. Анализ. Пейзаж. Просмотр слайдов презентации Выполнение «Пейзаж». Последовательность простого выполнения рисунка. двухпланового Выполнение двухпланового пейзажа пейзажа. Анализ рисунков. Беседа «Народная Просмотр слайдов презентации скульптура «Народная скульптура (игрушки), её (игрушки)». Материал для образность и изготовления игрушек. Виды выразительность» росписи народных игрушек: (комбинированный) работа с интерактивной доской. Рисование с Виды росписи народных натуры игрушки игрушек. Передача в рисунке 17.03 21.03 31.03 4.04 7.04 11.04 14.04 18.04 21.04 61 62 63 (дымковская, каргопольская игрушка) Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему ВОВ (изучение нового материала) Рисование в квадрате узора из геометрических форм с применением осевых линий (комбинированный) Декоративное оформление почтового конверта (комбинированный) 64 Промежуточная аттестация 65 Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный) Рисование с натуры весенних цветов несложной формы (комбинированный) Рисование с натуры птиц (комбинированный) Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (комбинированный) 66 67 68 формы, конструкции, величины составных частей и цвета предметов. Анализ рисунков. Просмотр слайдов презентации «Картины художников о ВОВ». Просмотр видеофрагмента «Парад победы». Беседа. Рассматривание картин художников. Определение эмоционального состояния лиц. 25.04 Демонстрация образцов узоров в квадрате. Составление узора с применением осевых линий. Ровная закраска элементов узора с соблюдением контура изображения. Анализ рисунков. 26.04 Демонстрация образцов почтовых конвертов. Изготовление конверта из белой бумаги. Использование в работе канцелярского степлера. Декоративное оформление конверта. Выполнение работы. Форма проведения: выполнение рисунка (предмет комбинированной формы, с использованием осевых линий) Анализ объекта изображения (подснежники). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. 28.04 Анализ объекта изображения (одуванчики). Передача в рисунке пропорции и объёма предмета. Выполнение рисунка. 16.05 Анализ объекта изображения. Передача в рисунке формы, пропорции предмета. Анализ. Чтение отрывка из литературного произведения. Передача в рисунке зрительных представлений. Составление композиции рисунка. 19.05 5.05 12.05 23.05