МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» ______________ Н.В. Романцова Приказ № 65 от « 02» сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 5 класс Разработчик: Чаптыкова Елена Валерьевна Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей русского языка Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Принята на педагогическом совете школы Протокол № 1 от «30 » августа 2024 г. с. Бея, 2024 г. Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: совершенствование навыка полноценного чтения, как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета – чтение. Личностные результаты освоения учебного предмета. 1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 3. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 4. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. 6. Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за св ою Родину. Предметные результаты освоения учебного предмета. Минимальный уровень: • осознанно и правильно читать текст, вслух целыми словами, после работы над текстом под руководством учителя; • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; • отвечать на вопросы по прочитанному; • высказывать свое отношение к поступку героя, событию; • выделять главных действующих лиц, выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. • наизусть 5-6 стихотворений. Достаточный уровень: • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; • чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); составление плана текста; пересказ текста по плану • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; • выразительное чтение наизусть 7 стихотворений. Содержание учебного предмета - чтение в 5 классе (4 ч. в неделю, всего 136 ч.) на 2024-2025 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название раздела Давайте читать Школьная страна Круглый год. Осень Истоки мудрости Наша Родина Люби все живое Круглый год. Зима В кругу семьи Защитники отечества О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии Круглый год. Весна Никто не забыт, ничто не забыто Когда люди в опасности Круглый год. Лето Произведения для внеклассного чтения. Н. Носов главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»: «Как Незнайка был музыкантом» «Как Незнайка был художником» «Как Незнайка сочинял стихи» И. Соколов-Микитов «Листопадничек» С. Козлов «В родном лесу» Н. Сладков «Непослушные малыши» Русские народные сказки: Сестрица Аленушка и братец Иванушка Бой на Калиновом мосту Как мужик гусей делил Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» Г. Скребицкий «Кот Иваныч» Э. Шим «Кто был рад снегу?» Русская народная сказка «Морозко» В. Драгунский «Профессор кислых щей» Бр. Гримм «Гензель и Гретель» Е. Пермяк «Хитрый коврик» В. Сутеев «Разноцветные колеса» С. Маршак «Откуда стол пришел?» С. Маршак «Кошкин дом» Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок» В. Железников «В старом танке» С. Алексеев «Три подвига» В. Осеева «Отцовская куртка» Количество часов 7 8 10 9 8 9 12 13 10 12 12 8 8 10 Календарно-тематический план по чтению в 5 классе (4 ч. в неделю, всего 136 часов)на 20242025 учебный год. № п/п Тема урока (тип урока) Виды учебной деятельности Дата план факт Давайте читать – 7 ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 С. Михалков «Обращение писателя к читателям» (Вводный) Ю. Энтин «Слово про слово» (комбинированный) Участие в беседе по теме раздела. Рассматривание учебника, его оглавления. Самостоятельное чтение Анализ текста по вопросам. Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт . Рассматривание книг, рекомендуемых для внеклассного чтения. Словарная работа: недотепа Это интересно! Анализ текста по вопросам. Узнавание авторов (комбинированный) на портретах. Словарная работа на стр. 8 Л. Крутько. Замечательные Анализ текста по вопросам. Выборочное книжки (комбинированный) чтение. Выразительное чтение стихотворения. Выделение в тексте сравнений. Словарная работа на стр. 9 С. Вербова Зачем книги Анализ текста по вопросам . Выборочное нужны? (комбинированный) чтение . Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт С. Ильин. Две книжки Анализ текста по вопросам . Выделение (комбинированный) признаков сказки в тексте стихотворения. Выразительное чтение. Чтение стихотворения по ролям. Словарная работа: басня Проверь себя! Ответы на вопросы по прочитанным (комбинированный) произведениям. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Устное составление памятки для читателей. Объяснение смысла пословиц Школьная страна – 8 ч М. Бородицкая «Первое Участие в беседе по теме раздела. Свободные сентября (в сокращении)» высказывания. Самостоятельное чтение. (вводный) Работа с иллюстрациями Я . Аким. Где ты ходишь, Анализ текста по вопросам . Выразительное осень? (комбинированный) чтение стихотворения . Заучивание стихотворения наизусть . Свободные высказывания с опорой на текст. 3Словарная работа: лютый мороз Л . Гераскина. В Стране Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение невыученных уроков . Выразительное чтение. Определение (отрывок) настроения героев и объяснение причин (комбинированный) настроения. Словесное иллюстрирование. Чтение по ролям. Словарная работа: балахон Е. Серова. Отличница Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Объяснение причин поступков героев. Выразительное чтение стихотворения. Свободные высказывания по теме стихотворения. Словарная работа на стр. 23 Л. Каминский. Сочинение Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Сравнение поступков героев рассказа. Выразительное чтение. Чтение по ролям. 02.09 03.09 05.09 06.09 09.09 10.09 12.09 13.09 16.09 17.09 19.09 20.09 23.09 24.09 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Пересказ текста по плану и опорным словам. Словарная работа на стр. 26, 28 Проверь себя! Анализ текста по вопросам. Драматизация и (комбинированный) чтение по ролям. Выборочное чтение. Чтение наизусть. Объяснение смысла пословиц с использованием примеров из прочитанных произведений Круглый год. Осень – 10 ч Приметы (вводный) Участие в беседе. Выборочное чтение. Соотнесение содержания народных примет с личным опытом. Свободные высказывания на основе самостоятельных наблюдений Заклички Анализ текстов по вопросам и с опорой на (комбинированный) иллюстрации учебника. Словарная работа на стр. 34 С. Козлов. Лисичка Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Чтение по ролям. Графическое иллюстрирование отрывков текста. Словарная работа: пуще, сумерки Е. Трутнева. Осень Анализ текста по вопросам. Нахождение в (комбинированный) тексте образных сравнений. Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения. Заучивание Н. Сладков. Сердитые стихотворения наизусть. голоса (комбинированный) Самостоятельное чтение Г. Скребицкий. Четыре Анализ текста по вопросам. Нахождение в художника (отрывок) тексте образных сравнений. Составление (комбинированный) рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Выборочное чтение. Словесное иллюстрирование. Нахождение общего и различного между сказкой и рассказом, построение элементарных доказательств. Словарная работа на стр. 39, 41 А. Фет. «Ласточки Анализ текста по вопросам. Подготовка к пропали» (комбинированный) выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть Н. Сладков. Швейня (в Анализ текста по вопросам. Выборочное сокращении) чтение. Нахождение общего и различного (комбинированный) между сказкой и рассказом, построение элементарных доказательств Драматизация сказки. Словарная работа на стр. 44 А. Пушкин. «Уж небо Анализ текста по вопросам. Выборочное осенью дышало» чтение. Нахождение в тексте олицетворений (комбинированный) (без использования термина). Словесное иллюстрирование. Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения. Словарная работа на стр. 46 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Чтение наизусть стихотворений раздела. Выразительное чтение. Составление рассказа по иллюстрации Истоки мудрости – 9 ч Это интересно! (вводный) Самостоятельное участие в беседе. 26.09 27.09 30.09 01.10 03.10 04.10 07.10 08.10 10.10 11.10 14.10 15.10 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Составление диалогов с использованием данных вопросов. Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Узнавание авторов на портретах. Анализ текстов по вопросам Берёза и три сокола Анализ текста по вопросам. Нахождение (русская народная сказка) композиционных частей сказки. Подбор (комбинированный) отрывков из текста к иллюстрации. Построение элементарных доказательств, подтверждающих выводы о том, что эта сказка относится к волшебным. Словарная работа на стр. 53 Каша из топора (русская Анализ текста по вопросам. Составление народная сказка) элементарной характеристики героев. (комбинированный) Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Поиск в тексте синонимических замен. Подготовка к выразительному чтению. Чтение сказки по ролям. Драматизация сказки. Словарная работа на стр. 56 Лисица и тетерев (в Анализ текста по вопросам. Подготовка к пересказе Л. Н. Толстого) выразительному чтению. Чтение сказки по Задание по внеклассному ролям. Драматизация сказки чтению (комбинированный) Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению. Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения И. Крылов. Лебедь, Щука и Анализ текста по вопросам. Выборочное Рак чтение. Определение основной мысли басни с (комбинированный) опорой на текст и предварительный анализ её содержания. Нахождение признаков сходства между пословицами и баснями. Вы деление главной мысли. Заучивание басни наизусть. Словарная работа на стр. 59 К. Ушинский. Два плуга (комбинированный) Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Определение основной мысли. Подбор отрывка из текста к иллюстрации. Словарная работа: К. Ушинский. Ворон и земледелец, купец сорока Самостоятельное чтение Л. Толстой. Муравей и Анализ текста по вопросам. Определение голубка (комбинированный) основной мысли. Словесное иллюстрирование Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Объяснение смысла пословиц. Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям. Различение сказок волшебных, бытовых, про животных. Выделение в текстах сказок зачина и концовки Наша Родина – 8 ч Г. Ладонщиков. Родная Участие в беседе. Составление диалога с земля (вводный) использованием данных вопросов. Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Графическое рисование. Подбор иллюстраций 17.10 18.10 21.10 22.10 24.10 25.10 05.11 07.11 08.11 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 и фотографий по теме раздела. Самостоятельное чтение Ф. Савинов. Родина Анализ текста по вопросам. Составление (отрывок) элементарных умозаключений. Сравнение (комбинированный) содержания стихотворения и музыки к нему. Определение эмоционального состояния, вызванного прослушиванием песни на стихотворение Ф. Савинова, с использованием опорных слов. Подготовка к выразительному чтению. Заучивание наизусть. Словарная работа на стр. 68 С. Романовский. Русь Анализ текста по вопросам. Подбор отрывка (комбинированный) из текста к иллюстрации. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Словарная работа на стр. 69 М. Пришвин. Моя родина Анализ текста по вопросам. Подбор отрывков (комбинированный) из текста к иллюстрации. Составление элементарных суждений . Выразительное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Словарная работа: сокровища Никита Кожемяка (русская Анализ текста по вопросам. Деление текста по народная сказка в предложенному плану. Установление причин обработке К. Ушинского) эмоционального состояния героя. Пересказ (комбинированный) текста по плану (полный или выборочный). Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов. Составление элементарных суждений. Словарная работа на стр. 75, 78 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним. Чтение стихотворения наизусть. Объяснение смысла пословиц. Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям. Свободные высказывания Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений . Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Люби все живое – 9 ч Р. Сеф. Кто любит со бак . . . Участие в беседе. Составление диалога с (вводный) использованием данных вопросов. Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Анализ текста по вопросам. Выразительное чтение Д. Мразкова. Охота на уток Анализ текста по вопросам. Подбор отрывка (отрывок из книги «Не из текста к иллюстрации. Установление плачь, мухоморчик!») причин изменения настроения героини. (комбинированный) Чтение по ролям. Выразительное чтение. Словарная работа: косуля Н. Сладков Самостоятельное чтение Э. Мошковская. Дедушка Анализ текста по вопросам. Выборочное Дерево (комбинированный) чтение. Составление элементарной характеристики героя. Нахождение общего и 11.11 12.11 14.11 15.11 18.11 19.11 21.11 22.11 25.11 26.11 28.11 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 различного между сказкой и этим стихотворением, построение элементарных доказательств. Графическое иллюстрирование. Словарная работа: свиристели В. Боков. Обидчивый ёж Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Деление текста на части по предложенному плану. Словарная работа: неоднократно А. Барто. Уехали Анализ текста по вопросам. Подбор отрывков (комбинированный) из текста к иллюстрации. Составление элементарных суждений. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа на стр. 92 К. Паустовский. Кот Ворюга Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. (в сокращении) Элементарные рассуждения с приведением (комбинированный) доказательств из текста. Словесное иллюстрирование. Выделение в тексте сравнений. Выборочный пересказ. Словарная работа на стр. 94, 96 Проверь себя! Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Пересказ по плану. Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним. Объяснение смысла пословиц. Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям. Свободные высказывания. Составление элементарных умозаключений с опорой на содержание прочитанных текстов раздела Круглый год. Зима – 12 ч Введение. Народная песня Самостоятельное участие в беседе. Свободные (вводный) высказывания с опорой на личный опыт. Анализ текста по вопросам. Определение настроения песни. Выразительное чтение. Словесное иллюстрирование Я. Аким. Как я написал Анализ текста по вопросам. Словесное первое стихотворение иллюстрирование. Внеклассное чтение Выборочный пересказ самостоятельно (комбинированный) прочитанных произведений. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Я. Аким. Первый снег Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа: прикорнуть Э. Шим. Всем вам крышка Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. (комбинированный) Выразительное чтение. Чтение по ролям. Составление словесного портрета героя. Словарная работа на стр. 107 А. Пушкин. «Вот север, Анализ текста по вопросам. Словесное тучи нагоняя» иллюстрирование. Выборочное чтение. Задание по внеклассному Подготовка к выразительному чтению. чтению Выразительное чтение стихотворения. (комбинированный) Заучивание наизусть. Словарная работа: брега С. Михалков Белые Самостоятельное чтение 29.11 02.12 03.12 05.12 06.12 09.12 10.12 12.12 13.12 16.12 17.12 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 стихи (отрывок) Внеклассное чтение (комбинированный) Участие в беседе по содержанию 19.12 прочитанных произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению. Рассматривание обложек и некоторых иллюстраций в книгах, рекомендуемых для внеклассного чтения В. Бианки. ТерентийАнализ текста по вопросам. Выборочное 20.12 Тетерев (комбинированный) чтение. Пересказ текста по плану. Рассказ о 23.12 поведении птиц на основе знаний об окружающем природном и социальном мире. Словарная работа на стр. 112, 114 В. Берестов. Гололедица Самостоятельное чтение А. Гайдар. Чук и Гек Анализ текста по вопросам. Выборочное 24.12 (отрывок) чтение. Подбор отрывков из текста к 26.12 (комбинированный) иллюстрациям. Свободные высказывания на тему прочитанного текста. Словарная работа на стр. 116 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по 27.12 (комбинированный) прочитанным произведениям. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям, формулирование элементарных доказательств. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Пересказ по плану и по ролям В кругу семьи – 13 ч В. Сухомлинский О семье Участие в беседе. Составление диалога с 28.12 (вводный) использованием данных вопросов. Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Анализ текста по вопросам Е. Серова. Три мамы Анализ текста по вопросам. Выборочное 09.01 (комбинированный) чтение. Чтение по ролям В. Сухомлинский. Все Анализ текста по вопросам. Выборочное 10.01 добрые люди — одна семья чтение. Подбор отрывков из текста к (комбинированный) иллюстрации. Формулирование элементарных суждений Я. Аким. Моя родня Анализ текста по вопросам. Свободные 13.01 (комбинированный) высказывания. Формулирование элементарных суждений. Словарная работа: лопоухий Три дочери (татарская Анализ текста по вопросам. Выборочное 14.01 сказка) (комбинированный) чтение. Формулирование элементарных суждений. Выделение в тексте признаков волшебной сказки. Объяснение заголовка сказки. Пересказ текста сказки по ролям А. Барто. Разлука Анализ текста по вопросам. Подбор отрывков 16.01 (комбинированный) из текста к иллюстрации. Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа на стр. 130 В. Осеева. Волшебное слово Анализ текста по вопросам. Подбор к 17.01 (комбинированный) иллюстрации отрывков из текста, подходящих 20.01 по смыслу. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов. Коллективное составление суждений о правилах речевого этикета. Установление причин изменения отношений между героями рассказа. Словарная работа на стр. 135.Самостоятельное чтение 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 В. Берестов. Любили тебя без особых причин. В. Драгунский. Сестра моя Анализ текста по вопросам. Чтениепо ролям. Ксения (отрывки) Выборочное чтение, формулирование (комбинированный) элементарных суждений. Словесное иллюстрирование. Определение эмоционального состояния и чувств героев, объяснение с помощью учителя причин их появления. Словарная Э. Мошковская. Капризы работа на стр. 138, 141 А. Майков. Колыбельная Анализ текста по вопросам. Подготовка к песня (комбинированный) выразительному чтению. Объяснение с помощью учителя целевого назначения колыбельных песен. Вы разительное чтение стихотворения. Словарная работа: мани Проверь себя! Объяснение образных выражений. (комбинированный) Сопоставление смысла образных выражений и основной мысли прочитанных и проанализированных произведений. Формулирование элементарных суждений. Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Защитники Отечества – 10 ч Введение (вводный) Участие в беседе по теме раздела. Составление И. Гамазкова. Бей, барабан! диалога с использованием данных вопросов. Задание по внеклассному Самостоятельное чтение. Рассматривание чтению обложек книг, рекомендованных для (комбинированный) внеклассного чтения С. Алексеев. Измаил Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Пересказ с опорой на иллюстрации и предложенный план. Словарная работа на стр. 147, 150 Б. Никольский. Как я Анализ текста по вопросам. Выборочное Новый год встречал чтение. Формулирование элементарных (комбинированный) суждений. Выявление причин изменения настроения у героя рассказа. Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу. Словарная работа на стр. 152, 156 Л. Некрасова. Наша армия Анализ текста по вопросам. Выборочное родная (комбинированный) чтение. Заучивание текста наизусть Л. Кассиль. Анализ текста по вопросам. Выборочное Таран(комбинированный) чтение. Выделение из текста сравнений. Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу. Подбор заголовков к иллюстрациям. Деление текста на части по предложенному плану. Пересказ текста по плану. Словарная работа на стр. 158 21.01 23.01 24.01 27.01 28.01 30.01 31.01 03.02 04.02 06.02 07.02 10.02 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 С. Васильев. Белая берёза (комбинированный) Анализ текста по вопросам. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение Словесное иллюстрирование. Словарная работа: изувеченный Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств. Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста. Выразительное чтение стихотворений, включённых в раздел Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии – 12 ч Введение. Это интересно! Участие в беседе по теме раздела. Составление Е. Пермяк. Про нос и язык диалога с использованием данных вопросов. Задание по внеклассному Анализ текста по вопросам. Рассматривание чтению обложек книг, рекомендованных для (комбинированный) внеклассного чтения А. Блинов. Рабочие руки Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Составление рассказа по иллюстрациям. Словарная работа на стр. 166 Г. Сапгир. Рабочие руки Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Сравнение одноимённого рассказа и стихотворения Е. Пермяк. Волшебные Анализ текста по вопросам. Выборочное краски (комбинированный) чтение. Формулирование элементарных суждений. Словарная работа: извел, зоркие М. Зощенко. Любимое Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. занятие(комбинированный) Объяснение поступков героя. Свободные Знают мамы, знают дети высказывания по теме произведения. (немецкая народная Самостоятельное чтение песенка) Бр. Гримм. Маленькие Анализ текста по вопросам. Подбор к человечки иллюстрации отрывков из текста, подходящих (комбинированный) по смыслу. Словесное иллюстрирование. Выборочное чтение. Пересказ сказки по плану. Словарная работа: тачать Е. Пермяк. Чужая калитка Анализ текста по вопросам. Составление (отрывок) элементарных суждений. Выборочное чтение. (комбинированный) Чтение по ролям. Составление элементарной характеристики героя. Словарная работа на стр. Н. Старшинов. Почему 182, 185 шипел утюг Самостоятельное чтение Э. Рауд. Как кабан картошку Анализ текста по вопросам. Выборочное сажал (перевод с чтение. Объяснение смысла поговорки и его эстонского Г. Петрова) подтверждение примерами из текста. (комбинированный) Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов. Чтение по ролям Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по 11.02 13.02 14.02 17.02 18.02 20.02 21.02 24.02 25.02 27.02 28.02 03.03 04.03 06.03 07.03 (комбинированный) 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 прочитанным произведениям. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям, формулирование элементарных доказательств и суждений. Пересказ некоторых произведений, включённых в раздел, или отрывков из них. Объяснение смысла пословиц, их соотнесение с содержанием прочитанных произведений. Свободные высказывания на тему раздела Круглый год. Весна – 12 ч Народные приметы Участие в беседе по теме раздела. Анализ (вводный) содержания народных примет по вопросам Заклички Анализ текстов закличек по вопросам. (комбинированный) Выделение в тексте с помощью учителя олицетворений, эпитетов (без называния терминов) Как Весна Зиму поборола Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. (русская народная Чтение по ролям. Словесное иллюстрирование. сказка)(комбинированный) Графическое иллюстрирование (рисование портрета Весны). Пересказ части текста по плану. Словарная работа на стр. 194, 195 М. Пляцковский. Весна Анализ текста по вопросам. Словесное (комбинированный) иллюстрирование. Выделение в тексте сравнений. Определение эмоционального отношения к описываемым картинам природы. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Р. Сеф. Весна Самостоятельное чтение В. Железников. Три Анализ текста по вопросам. Выборочное веткимимозы чтение. Определение эмоционального (комбинированный) состояния героев. Определение отношения к поступкам героев и мотивам поступков. Формулирование элементарных суждений нравственного содержания. Графическое иллюстрирование. Свободные высказывания на тему рассказа В. Жуковский. Жаворонок Анализ текста по вопросам. Словесное (комбинированный) иллюстрирование. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Словарная работа: зардел, лазурь Г. Скребицкий. Сказ ка о Анализ текста по вопросам. Выборочное Весне (комбинированный) чтение. Словесное иллюстрирование. Составление пересказа по предложенному плану. Словарная работа на стр. 203 А. Пушкин. Гонимы Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. вешними лучами . . . Нахождение образных сравнений в тексте. (из романа в стихах Объяснение смысла образных сравнений. «Евгений Онегин») Подготовка к выразительному чтению. (комбинированный) Выразительное чтение. Словарная работа на стр. 205 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Выразительное прочтение стихотворений раздела наизусть или по учебнику. Выборочное чтение. Свободные высказывания на тему прочитанных произведений 10.03 11.03 13.03 14.03 17.03 18.03 20.03 21.03 22.03 31.03 01.04 110 Внеклассное чтение (комбинированный) 03.04 111 04.04 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению «Никто не забыт, ничто не забыто...» - 8 ч А. Сурков. Красоту, что Участие в беседе по теме раздела. Свободные дарит нам природа . . . высказывания. Составление диалогов с (вводный) использованием данных вопросов. Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения С. Алексеев. Брестская Анализ текста по вопросам. Выборочное крепость (комбинированный) чтение. Формулирование элементарных умозаключений, суждений нравственного содержания. Объяснение поступков героев рассказа, формулирование оценочных суждений. Словарная работа на стр. 210 К. Симонов. Майор привёз Анализ текста по вопросам. Формулирование мальчишку на лафете . . . суждений нравственного содержания. (комбинированный) Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Словарная работа: лафет В. Богомолов. Батальон Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Федосеева Выборочный пересказ. Словарная работа на стр. (комбинированный) 218 Л. Кассиль. Сестра Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Составление словесного портрета и характеристики героя с опорой на текст. Объяснение заголовка рассказа А. Твардовский. Рассказ Анализ текста по вопросам. Выборочное танкиста (комбинированный) чтение. Составление элементарной характеристики героя стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения по ролям. Словарная работа на стр. 222 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по (комбинированный) прочитанным произведениям. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств и суждений. Свободные высказывания на тему раздела. Объяснение смысла пословиц с опорой на содержание текстов, включённых в раздел Когда люди в опасности – 9 ч Введение Участие в беседе по теме раздела. Свободные (вводный) высказывания. Е. Груданов. Половодье Самостоятельное чтение Н. Артюхова. Большая Анализ текста по вопросам. Подготовка к берёза (комбинированный) выразительному чтению. Чтение по ролям первой части текста. Выборочное чтение. Определение эмоционального состояния героев и его причин с опорой на текст и вопросы (с помощью учителя) Л. Толстой. Прыжок Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Формулирование суждений 07.04 08.04 10.04 11.04 14.04 15.04 17.04 18.04 21.04 22.04 24.04 С. Маршак. Пожар (отрывок) 123 Б. Житков. Наводнение (комбинированный) Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Формулирование элементарных умозаключений. Словесное иллюстрирование. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа. Словарная работа на стр. 234 Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Формулирование элементарных умозаключений. Объяснение причин поступков героев. Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста. Деление текста на части по предложенному плану. Выразительное чтение отрывков из стихотворения. Объяснение заголовка стихотворения. Словарная работа: ГТО Выполнение тестовых заданий 25.04 Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям. Определение собственного отношения к поступкам героев разных произведений, включённых в раздел, формулирование элементарных доказательств и суждений. Свободные высказывания на тему раздела. Сравнение поступков героев разных произведений. Оценка результатов поступков героев или стихийных бедствий Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям. Выборочный пересказ. Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Круглый год. Лето – 9 ч Введение. Солнышко, Участие в беседе по теме раздела. вёдрышко . . .; Берёзонька Самостоятельное чтение русских народных моя, берёзонька . . . песен с последующим анализом содержания по (вводный) вопросам учителя. Практическое различение заклички и песни И. Заграевская. Лето Самостоятельное чтение Г. Скребицкий. Четыре Анализ текста по вопросам. Выборочное художника (отрывок) чтение. Деление текста на части по (комбинированный) предложенному плану. Пере сказ текста по плану С. Есенин. С добрым утром Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Словесное иллюстрирование. Определение авторского отношения к описываемым картинам природы. Подготовка к выразительному чтению: определение настроения стихотворения с опорой на 29.04 124 С. Маршак. Рассказ о неизвестном героем (комбинированный) 125 Промежуточная аттестация 126 Проверь себя! (комбинированный) 127 128 129 130 нравственного содержания. Оценка поступков героев рассказа. Выразительное чтение отрывка из текста. Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста. Подбор заголовков к иллюстрациям и отрывкам из текста. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа. Словарная работа на стр. 230 Самостоятельное чтение 26.04 28.04 05.05 06.05 12.05 13.05 131 132 133 134 135 136 содержание и языковое оформление текста. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. Словарная работа на стр. 250 И. Ревю. Сказка про лето Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Формулирование элементарных умозаключений. Словарная работа на стр. 251 В. Берестов. Весёлое лето Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Нахождение строк стихотворения, которые можно использовать как загадку. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение В. Бианки. Кто чем поёт Анализ текста по вопросам. Выборочное (комбинированный) чтение. Нахождение общего и различного между сказкой и рассказом, построение элементарных доказательств. Пересказ сказки с В. Берестов. Тучка опорой на иллюстрацию. Самостоятельное чтение Ю. Коваль. Берёзовый Анализ текста по вопросам. Формулирование пирожок (комбинированный) элементарных умозаключений. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа. Словарная работа: валуй В. Тансканен. Летние Анализ текста по вопросам. Свободные каникулы! высказывания. Подготовка к выразительному (комбинированный) чтению. Выразительное чтение. Свободные высказывания на тему стихотворения Проверь себя! Участие в беседе по содержанию прочитанных (комбинированный) произведений. Словесное рисование. Пересказ отдельных эпизодов текстов, включённых в раздел. Пересказ с опорой на план и иллюстрации. Выразительное чтение по книге и наизусть. Свободные высказывания 15.05 16.05 19.05 20.05 22.05 23.05