МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Бейской СОШИ им. Н.П. Князева» _____________________ Н.В.Романцова Приказ № 65 от «29» сентября 2024 г. Рабочая программа По предмету музыка для обучающихся с умственной отсталостью (интелеектуальными нарушениями) 5 класс Разработчик: Малашкина Людмила Александровна Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей труда (технологии), музыки и ИЗО Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Принята на Педагогическом совете школы Протокол № 1 от30 августа 2024 г. с. Бея.2024 г. Музыка5 класс 1. Пояснительная записка. Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»: - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; - формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; - развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. 2. Содержание программы: - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение короткихпопевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента («а капелла»); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля 1, pel - си1, до1 - до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано. 3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка»: Минимальный уровень: - определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); - выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; - правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; - передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); - владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: - самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); - представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); - представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; - исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; - различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 3. Содержание учебного предмета 5- класс (1 ч в неделю, всего 34 часа) Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. В содержание учебного предмета в этом классе входят следующие темы - музыка моего народа, русская народная песня, авторская песня, русские обрядовые песни, музыка хакасского народа. Освоение этих тем предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Музыка открывает перед учениками возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира, решает проблемы социализации и адаптации. 4.Тематическое планирование по музыке 5класс 2024-2025 учебный год № Тема урока (тип урока) 1 Музыка Познакомить с моего народной музыки народа. «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. (Введение в Соловьевой – разучивание. тему). «Гимн России» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова – слушание. Музыка Познакомить с многообразием 10.09 моего народной музыки 17.09 народа. «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. (Комбиниро Соловьевой – исполнение. ванный). «Гимн России» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова – слушание. Музыка Русская народная песня 24.09 моего «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. народа. Соловьевой – исполнение. (Изучение «Пойду ль я, выйду ль я» РНП – нового разучивание. материала). «Светит месяц» РНП – слушание. 2-3 4 5-6 Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). 7 Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). 8 Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). Вид учебной деятельности Дата Дата проведен фактическ ия ого проведени я многообразием 3.09 Русская народная песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. «Пойду ль я, выйду ль я» РНП – исполнениение. «Светит месяц» РНП – слушание Частушки «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. «Пойду ль я, выйду ль я» РНП – исполнение. Частушки (разучивание). Частушки «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. «Пойду ль я, выйду ль я» РНП – исполнение. 1.10 8.10 15.10 22.10 Частушки исполнение). 9 Повторение (Обобщение и систематиза ция знаний). 12 Музыка моего народа (Изучение нового материала). 13 Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). 14 Русская народная песня. (Изучение нового материала). Закрепление певческих навыков и умений. «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. «Пойду ль я, выйду ль я» РНП – исполнение. Частушки – исполнение. Маршевая трудовая песня «Учиться надо весело» муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского – разучивание. «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. Маршевая трудовая песня «Учиться надо весело» муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского – разучивание. «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой – исполнение. Композиторские песни «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание. «Учиться надо весело» муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского – исполнение. Композиторские песни «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание. «Учиться надо весело» муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского – исполнение. Военные песни «Солдатушки, браво ребятушки» РНП – разучивание. «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – исполнение. 10 Музыка моего народа. (Изучение нового материала). Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). 15 Русская народная песня. (Комбиниро ванный). Военные песни 17.12 «Солдатушки, браво ребятушки» РНП –исполнение. «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – 11 5.11 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 16 17 18 19 20 21 22 исполнение. Повторение Закрепление певческих навыков и (Урокумений. концерт). «Солдатушки, браво ребятушки» РНП – исполнение. «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – исполнение. «Учиться надо весело» муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского – исполнение. Русская Дать понятие народной обрядной народная песни музыка. «Колядка» - разучивание (Изучение «Солдатушки, браво ребятушки» нового РНП – исполнение. материала). «Молдовеняска» - слушание. Русская Дать понятие народной обрядной народная песни музыка. «Колядка» - исполнение (Комбиниро «Солдатушки, браво ребятушки» ванный). РНП – исполнение. «Молдовеняска» - слушание. Музыка Музыка моего народа в исполнении моего других народов. народа и «Катюша» муз. М. Блантера, сл.М. народов Исаковского –разучивание. мира. (Изучение нового материала). 24.12 14.01 21.01 28.01 Музыка моего народа и народов мира. (Комбиниро ванный). Музыка моего народа и народов мира. (Комбиниро ванный). Музыка моего народа в исполнении 4.02 других народов. «Катюша» муз. М. Блантера, сл.М. Исаковского исполнение. Музыка Музыка других народов в нашей 18.02 Музыка других народов в нашей 11.02 стране. «Лезгинка» - слушание. «Циплята» Г. Гусейнли – разучивание. 23 моего народа и народов мира. (Комбиниро ванный). Авторская песня. (Изучение нового материала). 24 Авторская песня. (Комбиниро ванный). 25 Русские обрядовые песни. (Изучение нового материала). 26 Повторение (Урокконцерт). 27 Музыка моего народа. (Изучение нового материала). 28-29 Музыка моего народа. 30 Музыка стране. «Лезгинка» - слушание. «Циплята» Г. Гусейнли исполнение. – Дать понятие бардовской песне, 25.02 познакомить с творчеством бардов. «Лесное солнышко» сл. И муз. Ю. Визбора – разучивание. «Циплята» Г. Гусейнли – исполнение. Дать понятие бардовской песне, 4.03 познакомить с творчеством бардов. «Лесное солнышко» сл. И муз. Ю. Визбора –исполнение. «Циплята» Г. Гусейнли – исполнение. Русский костюм 11.03 «Ой, весна красна» РНП разучивание. «Лесное солнышко» сл. И муз. Ю. Визбора – исполнение. Закрепление певческих навыков и 18.03 умений. «Ой, весна красна» РНП исполнение. «Лесное солнышко» сл. И муз. Ю. Визбора – исполнение. «Катюша» муз. М. Блантера, сл.М. Исаковского – исполнение. «Циплята» Г. Гусейнли – исполнение. Обрядовые праздники (знакомство) 1.04 «Со вьюном я хожу» РНП – разучивание. «Ой, весна красна» РНП исполнение. Обрядовые праздники (повторение). 8.04 «Со вьюном я хожу» РНП – 15.04 исполнение. «Ой, весна красна» РНП исполнение. Праздник «Чил Пазы» 22.04 хакасского народа. (Изучение нового материала). «Песнь чатхана» - слушание. «Кукла» песня – слушание. «Со вьюном я хожу» РНП разучивание. Музыка хакасского народа. (Комбиниро ванный). Праздник «Чил Пазы» «Песнь чатхана» - слушание. «Кукла» песня – слушание. «Со вьюном я хожу» РНП исполнение. 32 Музыка моего народа. (Комбиниро ванный). 33 Промежуточ ная аттестация Повторение (Урокконцерт). Исполнение песен русских 6.05 композиторов. «Вместе весело шагать» муз.В. Шаинского, сл. М. Матусовского – разучивание. «Русская пляска» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна – слушание. Тестирование. 13.04 31 34 – 29.04 – Закрепление певческих навыков и 20.05 умений. «Вместе весело шагать» муз.В. Шаинского, сл. М. Матусовского – исполнение. «Со вьюном я хожу» РНП – исполнение. «Катюша» муз. М. Блантера, сл.М. Исаковского – исполнение.