25.10.2023
Как правило, если у первоклассника возникают небольшие трудности с чтением, письмом или математикой, то к концу первого полугодия ошибок становится заметно меньше, почерк улучшается, ребёнок уже сам решает задачи и примеры.
Однако…
Если количество ошибок возрастает и никак не удаётся правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остаётся на низком уровне, то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные переживания. Как следствие трудностей в обучении и снижения познавательной активности появляются двойки.
Своевременная помощь
Всегда ли неудовлетворительная оценка – это результат недоработки родителей, самого ученика или педагога? Как показывает практика, существуют такие нарушения в письме, чтении или математике, которые можно преодолеть, если своевременно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и др. Главное, своевременно определить характер этих нарушений. Ниже мы рассмотрим некоторые виды ошибок, которые носят «непедагогический» характер. Так откуда же двойки?
Дверь первая…
В первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках «грязь». Эти проблемы иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы «встают» на строчку. А если не помогают педагогические приёмы, если несмотря на старания учителей и родителей ученик не может писать аккуратно? На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее «перешифровка» звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В дальнейшем ребёнок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке необходимую траекторию.
Чтобы помочь ребёнку в этой ситуации, необходима консультация психолога и логопеда. При необходимости назначается комплекс упражнений, который проводится специалистом.
Дверь вторая…
В письменных работах появляются ошибки, которые невозможно объяснить с точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их или, наоборот, добавляет лишние.
Пропуск букв связан с тем, что ребёнок не выделяет в слове все звуковые компоненты, т.е. не владеет звуковым анализом слова: «снк» вместо «санки», «кичат» вместо «кричат».
Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: «двор» пишется как «довр», «брат» - как «барт».Количество слогов при этом сохраняется: «ковром» - «корвом». Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: «девочика» вместо «девочка». Это можно объяснить тем, что ребёнок при написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.
Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но подобрал для него другую букву: «долстое» (толстое), «зказка» (сказка), «ковта» (кофта), «пцицы» (птицы).
Очевидно, что работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при смещении букв по оптическому сходству можно посоветовать ребенку пройти осмотр у окулиста.
Дверь третья…
Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Как показывает практика психологического консультирования ребёнка, школьник может испытывать эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания неуспеха. Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие «дисциплинарных» мер может оказаться чересчур сильным. Вместо того, чтобы оказать активность, оно, наоборот, снижает самооценку до критического уровня.
Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям взрослых, оценка, поставленная «для профилактики», возможно окажется стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.
Сегодня уже лучше
Создание педагогом или родителем ситуации «сегодня у тебя получается лучше, чем вчера» всегда поднимает самооценку ребёнка, придаёт уверенность в своих силах. Бывает полезно просматривать тетради, которые были заполнены несколько месяцев назад. Если вы заметили улучшение в работах учеников (хотя бы по одному из предметов), обязательно обратите на это внимание.
В заключение хотелось бы отметить, что многие школьные проблемы удаётся решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов. На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений родителей за консультациями увеличилось. Если ситуация с оценками ребёнка вас беспокоит, обращайтесь за помощью, ведь преодоление школьных трудностей возможно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2023
Дата обновления: 21.11.2023
Дата публикации: 25.10.2023