«Если ребёнок пишет с ошибками».

25.10.2023

  Нередко дети, хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Не фиксировать ошибку

 Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «Ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребёнок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «Здесь пишется не А, а О».

Домашние диктанты

 Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребёнок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: «Здесь О» или «Здесь А». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Метод борьбы с неграмотностью

 За основу берётся теория известного в 19 веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова. Ему принадлежат следующие строки. «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем».

«Орфографическое чтение»

  Практическое применение теории более чем простое. Ребёнка нужно научить так называемому  «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т.е. гласный звук. Остальные звуки слога, т.е.  согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребёнок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придётся снова обратить его внимание на слоги.

С чувством, с толком

 Предложите  ему прочитать вслух громко и чётко какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребёнок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчёркивая и выделяя их, но достаточно быстро.  А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребёнок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовально, и правильно пишет.

Чтение «грамотности»Хочу такой сайт

Если увлечь ребёнка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует всё новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать чтением «грамотности», вполне вероятно, покажется ребёнку забавным.  Чтение «грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, чтобы ребёнок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произносит так, как мы обычно говорим, т.е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребёнка и попросить его ещё раз прочитать слово.

Примечание: для чтения лучше использовать классику – И.Тургенева, Л.Толстого, И.Бунина и т.д.

Главное не переусердствовать

 С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 минут. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми  старше десяти лет можно заниматься чуть больше – примерно 15 минут.

Делу время

 Регулярные занятия, при которых ребёнок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так,  как они пишутся, формируют у него чувство природной  грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, чётко и не один раз. Чтением по слогам с чётким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1-5 раз в неделю. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребёнка.

Родителям на заметку!

 Проверяя работу ребёнка, не подчёркивайте ошибки красным карандашом. Этим  вы закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребёнком, а потом снова проверьте  в диктанте. Конечно, существуют отработанные сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем Вам, нетрудно и требует только постоянной ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2023

Дата обновления: 21.11.2023

Дата публикации: 25.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».