МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» _______________ Н.В. Романцова Приказ № 65 от «02» сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре 8-9 класс Разработчик: Кирдяшкин С.В., учитель физической культуры Обсуждена и согласована на ШМО учителей физической культуры и ОБЗР Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. Принята на педагогическом совете школы Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса «Физическая культура» Личностными результатами освоения содержания программы по физической культуре являются: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ЛР1 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; ЛР2 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ЛР3 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; ЛР4 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ЛР5 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ЛР6 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ЛР7 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях , угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; ЛР8 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; ЛР9 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ЛР10 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, ЛР11 Метапредметными результатами освоения содержания программы по физической культуре являются: Умение производить анализ собственных умений; МР7 Умение ориентироваться в пространстве с большим потоком информации; МР8 Умение распределять роли и функции в совместной деятельности; МР9 Формирование гигиенических потребностей в соответствии с возрастом и требований общества (личная гигиена, гигиена режима дня, гигиена физической культуры и спорта, гигиена питания, школьная гигиена); МР10 Предметными результатами освоения содержания программы по физической культуре являются: Умение применять теоретические знания в области физической культуры и спорта; ПР11 Умение осваивать физические упражнения из базовых видов спорта; ПР12 Умение участвовать в этнокультурных и подвижных играх; ПР13 Умение применять правила охрана труда при выполнении физических упражнений; ПР14 Умение подбирать общеразвивающие упражнения согласно теме урока; ПР15 Содержание учебного предмета 8 класс Лёгкая атлетика (14 ч) Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Спринтерский бег- (8ч) Инструктаж по ТБ. Высокий старт (20-40 м.), бег по дистанции (50 - 60 м). Финиширование. Эстафеты. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Бег - 30 м (т). Бег на результат 60 м (у) Прыжок в длину. Метание (5ч) Прыжок в длину с места. Отталкивание Метание мяча с 3-5 шагов на дальность. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно- силовых качеств. Прыжок в длину с места (т). Челночный бег 3х10м и 4 х 9м (т). Метание малого мяча в горизонтальную цель (1х1) с 8 - 10м. Правила соревнований в прыжках, в метании. Бег на средние дистанции (1 ч) Бег 1500 м без учёта времени. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Кроссовая подготовка (12 ч) Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе. Бег по пересечённой местности Инструктаж по Т.Б. Равномерный бег 12-18 мин. Чередование бег с ходьбой. ОРУ. Подвижные, спортивные игры. Преодоление препятствий. Бег – 1000 (т). Развитие выносливости. Подтягивание (т). Наклоны на гибкость (т). Бег 2000м без учёта времени. Гимнастика (12ч) Способы сохранения здоровья. Режим дня (правила планирования). Утренняя зарядка и её влияние на работоспособность. Строевые упражнения, висы (6ч) Инструктаж по ТБ. Выполнение команд: «Полоборота направо!» «Полоборота налево!» «Полшага!» «Полный шаг!» ОРУ на месте без предметов. Силовые упражнения. Подъём переворотом в упор. Передвижение в висе (м). Вис лёжа. Вис присев (д). Подтягивании в висе (м), подтягивание из виса (д). Наклоны на гибкость (т). Пресс за 30 сек (т). Развитие силовых способностей. Подвижные игры. Акробатика (6ч) Комплексы упражнений. Развитие гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Кувырки вперёд и назад. Стойка на лопатках. Кувырок назад в полушпагат. «Мост из положения стоя (с помощью). Три кувырка вперёд (т). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (т). Акробатическая комбинация, составленная из разученных упражнений с учётом индивидуальной физической и технической подготовленности (у). Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Эстафеты. Спортивные игры (30 ч) Терминология избранной игры. Правила и организация проведение соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, пионерболу, подвижных игр. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Волейбол (12 ч) Инструктаж по ТБ. Стойка и передвижения игрока. Передача мяча двумя руками сверху в парах через сетку и над собой. Встречные эстафеты. Приём мяча снизу двумя руками в парах через сетку и над собой. Нижняя прямая подача. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. Подвижные игры с элементами волейбола. Баскетбол (18ч) Инструктаж по ТБ. Передвижения игрока. Повороты с мячом. Остановка прыжком. Передача мяча различным способом в парах в движении. Ведение мяча с разной высотой отскока на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Штрафной бросок. Бросок двумя руками от головы с места. Эстафеты. Игра в мини-баскетбол. Подвижные игры с элементами баскетбола. Содержание тем учебного курса Знания о физической культуре История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Заливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложении. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. . Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Спортивные игры. Волейбол. Футбол. Баскетбол. Игра по правилам. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Конькобежная подготовка. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты. Баскетбол. Волейбол. Футбол Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Тематическое распределение часов 8 класс Раздел Лёгкая атлетика Кроссовая подготовка Спортивные игры Гимнастика ИТОГО Кол-во часов по теме 14 12 30 12 68 Тематическое распределение часов 9 класс Раздел Легкая атлетика Подвижные игры Баскетбол Волейбол Гимнастика Футбол Легкая атлетика ИТОГО Кол-во часов по теме 12 5 11 10 12 9 9 68