Адаптированная рабочая программа ОРКСЭ 4 класс (вариант 7.1)

МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Н.П. Князева»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «Бейская
СОШИ им. Н.П. Князева»
_______Н.В. Романцова
Приказ от 02.09.2024 г. № 65

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития (Вариант 7.1)
1 - 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и
светской этики» (Далее ОРКСЭ) составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598 (редакция от 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», с федеральной
адаптированной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023, а также программы воспитания МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П.
Князева», ориентированной на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся.
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее
структуре, условиям реализации и результатам освоения. Вариант 7.1 предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий1.
Обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения
в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей
социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся
могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной
системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с
сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к
интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у
обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в
сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость
форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

• адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
• учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
• обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку
психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога

-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных,словесных, практических методов обучения и воспитания с
учётом психофизического состояния ребёнка

Методы и приемы педагогической поддержки:
наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;
• близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;
• предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости)
для выполнения задания, упражнения;
• меньший объем заданий;
• предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме;
• неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с
ОВЗ;
• объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;
• выявление понимания учащимся инструкции, задания;
• поэтапное разъяснение заданий;
• поэтапное (пооперационное) выполнение задания;
• демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом
процессе учащегося;
• выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;
• выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего
задания, которое для него посильна;
• индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность;
• разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
• предоставление возможности выбора контрольного задания;
• объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме
(показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить
пробу и пр.);
• разрешение устных ответов по читаемым текстам;
• оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания,
аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;
• неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;
• предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в
малой группе, а затем уже перед всем классом;
• акцентирование внимания на достижениях ученика.
Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с другими обучающимися
•

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования содержание данного предмета должно определять достижение
личностных,метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.

•

•

•

•
•

•

•

Личностные
- формирование основ российской
•
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как
единого и целостного при разнообразии
•
культур,
национальностей,
религий,
воспитание доверия и уважения к истории
и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе;
- развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности •и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
развитие
начальных
форм
регуляции
своих
эмоциональных
состояний;
•
- развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в различных
социальных
ситуациях,
умений
не
•
создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций; наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным
ценностям.
•

Метапредметные
овладение
способностью
принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, а также находить
средства её осуществления;
формирование
умений
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учётом характера ошибок;
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности;
адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационно-коммуникационных
технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных
задач;
умение
осуществлять
информационный поиск для выполнения
учебных заданий;
овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладение
логическими

Предметные
-готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию
-знакомство с основными нормами
светской
и
религиозной
морали,
понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и
обществе
- понимание значения нравственности ,
веры и религии в жизни человека и
общества
формирование
первоначальных
сведений о православии, его роли в
культуре. Истории и современности
России
- первоначальное представление об
исторической
роли
религии
в
становлении российского государства

-знание,
понимание
и
принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность,
долг,
милосердие,
миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа
России.
-сознание

ценности

нравственности

•

•

•

действиями анализа, синтеза, сравнения, духовности в человеческой жизни.
обобщения,
классификации,
установления аналогий и причинно•
следственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- готовность слушать собеседника,
вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права иметь свою собственную; излагать
своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей
её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной
деятельности;
адекватно оценивать поведение
свое и окружающих.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская
семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и
межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков
можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о
многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии
наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история,
территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся
должны получить целостное представление о том, что есть культура православия.
Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты
основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет
показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.
Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и
несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в
большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и
региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций,
любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию
творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными,
так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта
учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но
уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с
основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях
России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и
выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы
православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп,взаимообъяснение,беседа,интервью,драматизация
(театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все
уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
•

составление словаря терминов и понятий,
•
составление галереи образов,
•
использование информационных технологий.
Примерные темы творческих работ:
•

«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра
Невского, Дмитрия Донского или других)
Основное содержание курса (34 часа)
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1 Этика общения
Добрым жить на свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Раздел 2 Этикет
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи. НРК: речевые устои старинного семейского говора
Раздел 3 Этика человеческих отношений
В развитие добрых чувств – творение души.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. НРК: Моя малая Родина
Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4 Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим. НРК: участие сибиряков в ВОв
Душа обязана трудиться
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к тебе.
Тематическое планирование 4 класс
№
Дата Дата
Тема урока
урока план факт
1
Этика – наука о нравственной жизни человека
2
Добрым жить на свете веселей.
3
Правила общения для всех.
4
От добрых правил – добрые слова и поступки.
5
Каждый интересен.
6
Премудрости этикета.
7
Красота этикета.
8
Простые школьные и домашние правила этикета.
9
Чистый ручеёк нашей речи.
10
В развитие добрых чувств – творение души.
11
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
12
Чувство Родины.
13
Жизнь протекает среди людей.
14
Чтобы быть коллективом.
15
Коллектив начинается с меня.
16
Мой класс – мои друзья.
17
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
18
Жизнь священна.
19
Человек рождён для добра.

Примечание

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
С чего начинается Родина.
Собеседование

32
33
34

В тебе рождается патриот и гражданин.
Слово, обращённое к тебе.
Повторение пройденного

Промежуточная
аттестация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».