МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» _______Н.В. Романцова Приказ от 02.09.2024 г. № 65 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.1) 1 - 4 класс Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (Далее ОРКСЭ) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (редакция от 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023, а также программы воспитания МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева», ориентированной на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее структуре, условиям реализации и результатам освоения. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий1. Обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР: 1 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). • адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей) Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития: - организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов -использование наглядных,словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка Методы и приемы педагогической поддержки: наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ; • близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю; • предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения задания, упражнения; • меньший объем заданий; • предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме; • неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ; • объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе; • выявление понимания учащимся инструкции, задания; • поэтапное разъяснение заданий; • поэтапное (пооперационное) выполнение задания; • демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе учащегося; • выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ; • выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна; • индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность; • разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; • предоставление возможности выбора контрольного задания; • объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.); • разрешение устных ответов по читаемым текстам; • оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей; • неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов; • предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом; • акцентирование внимания на достижениях ученика. Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с другими обучающимися • ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. • • • • • • • Личностные - формирование основ российской • гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии • культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности •и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; • - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не • создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. • Метапредметные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими Предметные -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе - понимание значения нравственности , веры и религии в жизни человека и общества формирование первоначальных сведений о православии, его роли в культуре. Истории и современности России - первоначальное представление об исторической роли религии в становлении российского государства -знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. -сознание ценности нравственности • • • действиями анализа, синтеза, сравнения, духовности в человеческой жизни. обобщения, классификации, установления аналогий и причинно• следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Содержание учебного модуля «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса. На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы. Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока. Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся: взаимные вопросы и задания групп,взаимообъяснение,беседа,интервью,драматизация (театрализация). Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: • составление словаря терминов и понятий, • составление галереи образов, • использование информационных технологий. Примерные темы творческих работ: • «Как я понимаю православие» «Что такое этика?» «Значение религии в жизни человека и общества» «Православный храм как произведение архитектуры» «Экскурсия в православный храм» «Православные святыни» «Шедевры православной культуры» «Православные праздники» «Крещение Руси как начало великой русской культуры» «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?» «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?» «Возможен ли подвиг в мирное время?» «Мое отношение к людям» «Мое отношение к России» «С чего начинается Родина» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий» Темы исследовательских работ: Как христианство пришло на Русь Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным. Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) Основное содержание курса (34 часа) Этика – наука о нравственной жизни человека. Раздел 1 Этика общения Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Раздел 2 Этикет Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. НРК: речевые устои старинного семейского говора Раздел 3 Этика человеческих отношений В развитие добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. НРК: Моя малая Родина Жизнь протекает среди людей. Раздел 4 Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. НРК: участие сибиряков в ВОв Душа обязана трудиться Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Посеешь поступок – пожнёшь характер Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО». Судьба и Родина едины С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Тематическое планирование 4 класс № Дата Дата Тема урока урока план факт 1 Этика – наука о нравственной жизни человека 2 Добрым жить на свете веселей. 3 Правила общения для всех. 4 От добрых правил – добрые слова и поступки. 5 Каждый интересен. 6 Премудрости этикета. 7 Красота этикета. 8 Простые школьные и домашние правила этикета. 9 Чистый ручеёк нашей речи. 10 В развитие добрых чувств – творение души. 11 Природа – волшебные двери к добру и доверию. 12 Чувство Родины. 13 Жизнь протекает среди людей. 14 Чтобы быть коллективом. 15 Коллектив начинается с меня. 16 Мой класс – мои друзья. 17 Ежели душевны вы и к этике не глухи. 18 Жизнь священна. 19 Человек рождён для добра. Примечание 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО». С чего начинается Родина. Собеседование 32 33 34 В тебе рождается патриот и гражданин. Слово, обращённое к тебе. Повторение пройденного Промежуточная аттестация