МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Н.П. Князева» УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» _______Н.В. Романцова Приказ от 02.09.2024 г. № 65. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 1 – 4 классов с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.1) с. Бея, 2024 Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (редакция от 08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023, а также программы воспитания МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева», ориентированной на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее структуре, условиям реализации и результатам освоения. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1- 4 классы). Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР: • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития: - организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов -использование наглядных,словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые: -стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач; - формируют умение пользоваться имеющимися знаниями; - имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий; - содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала. Учебный и дидактический материал При освоении варианта 7.1. АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР при освоение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности в виде: предметов различной формы, цвета, величины, счетного материала, таблиц на печатной основе, калькуляторов и другие средства. На уроках используется поэтапное распределение учебного материала. Делается акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов, опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт. Обучение действий с числами строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Для пояснения ситуации используются наглядные действия или чертеж. При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы: • индивидуальная проверка • работа по карточкам • беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе • объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность • работа по алгоритмам выполнения задания • выполнение упражнений по аналогии • работа по карточкам • тесты • индивидуальные дидактические материалы • игровые ситуации • выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух) • частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую • увеличение времени на выполнение работы • деление заданий на дозы • разрешение переделать задание, с которым он не справился, в другое время • многократного возвращения к изученному материалу. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана с учетом программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» (далее - рабочая программа) включает: - пояснительную записку, - содержание учебного предмета, - планируемые результаты освоения программы учебного предмета, - тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, а также подходы к отбору содержания, характеристику основных тематических разделов, место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане. Содержание обучения. Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке». В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национальнокультурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемнотематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Кроме того, содержание обоих курсов сконцентрировано вокруг интересов и запросов младших школьников, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании раскрывается программное содержание с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой те-мы учебного предмета, учебного курса (в т.ч. внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»: - воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; - включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; - осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; - развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; - формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; - обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; - формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; - совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; - развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. Курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не рассматривается как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 135 ч. (33 ч. в 1 классе и по 34 ч. во 2-4 классах). 2) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся: 1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т.д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры. 2. Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику. 3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре. В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия - Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы). Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона. 1 КЛАСС (33 ч.) Раздел 1. Мир детства (24 ч.) Я и книги (7 ч.) Не красна книга письмом, красна умом. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С.А. Баруздин. «Самое простое дело». Л.В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н.Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею (9 ч.) Без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Н.К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И.А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности. Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например: В.А. Осеева. «Почему?». Л.Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю (6 ч.) Необычное в обычном. Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С.А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В.В. Лунин. «Я видела чудо». М.М. Пришвин. «Осинкам холодно». А.С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. Раздел 2. Россия - Родина моя (9 ч.) Что мы Родиной зовём (3 ч.) С чего начинается Родина? Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П.А. Синявский. «Рисунок». К.Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе (4 ч.) Сколько же в небе всего происходит. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И.А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С.В. Востоков. «Два яблока». В.М. Катанов. «Жарптица». А.Н. Толстой. «Петушки». Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. 2 КЛАСС (34 ч.) Раздел 1. Мир детства (22 ч.) Я и книги (5 ч.) Не торопись отвечать, торопись слушать. Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например: Е.Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т.А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Я взрослею (6 ч.) Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например: В.В. Бианки. «Сова». Л.И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Е.А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин. «Пословицы в рассказах». Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например: С.П. Алексеев. «Медаль». В.В. Голявкин. «Этот мальчик». Я и моя семья (4 ч.) Семья крепка ладом. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например: С.Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В.В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М.В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья». Я фантазирую и мечтаю (4 ч.) Мечты, зовущие ввысь. Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например: Н.К. Абрамцева. «Заветное желание». Е.В. Григорьева. «Мечта». Резерв на вариативную часть программы - 3 ч. Раздел 2. Россия - Родина моя (12 ч.) Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) Люди земли Русской. Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например: В.А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М.А. Булатов, В.И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М.Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Народные праздники, связанные с временами года (3 ч.) Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки. Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например: Л.Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В.А. Жуковский. «Жаворонок». А.С. Пушкин. «Птичка». И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). О родной природе (4 ч.) К зелёным далям с детства взор приучен. Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о поле, цветах. Ю.И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М.С. Пляцковский. «Колокольчик». В.А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф.И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. 3 КЛАСС (34 ч.) Раздел 1. Мир детства (22 ч.) Я и книги (6 ч.) Пишут не пером, а умом. Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например: В.И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). Я взрослею (6 ч.) Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Ю.А. Буковский. «О Доброте - и доброй». Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести. Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: П.В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н.Г. Волкова. «Дон». Я и моя семья (4 ч.) В дружной семье и в холод тепло. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например: О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А.Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). В.М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (4 ч.) Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например: В.П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л.К. Чуковская. «Мой отец - Корней Чуковский» (фрагмент). Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. Раздел 2. Россия - Родина моя (12 ч.) Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) Люди земли Русской. Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В.А. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н.М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). А.Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент). От праздника к празднику (4 ч.) Всякая душа празднику рада. Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например: Е.В. Григорьева. «Радость». А.И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе (3 ч.) Неразгаданная тайна - в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В.П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В.Д. Берестов. «У реки». И.С. Никитин. «Лес». К.Г. Паустовский. «Клад». М.М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И.П. Токмакова. «Туман». Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. 4 КЛАСС (34 ч.) Раздел 1. Мир детства (21 ч.) Я и книги (5 ч.) Испокон века книга растит человека. Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С.Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею (4 ч.) Скромность красит человека Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е.В. Клюев. «Шагом марш». И.П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Любовь всё побеждает. Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». И.С. Тургенев. «Голуби». Я и моя семья (6 ч.) Такое разное детство Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е.Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М.В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый «полёт»»). О.В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К.В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (4 ч.) Придуманные миры и страны. Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т.В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В.П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты). Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. Раздел 2. Россия - Родина моя (13 ч.) Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) Люди земли Русской. Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е.В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю.М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). Что мы Родиной зовём (4 ч.) Широка страна моя родная. Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например: А.С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А.Д. Дорофеев. «Веретено». В.Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. О родной природе (4 ч.) Под дыханьем непогоды. Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А.Н. Апухтин. «Зимой». В.Д. Берестов. «Мороз». А.Н. Майков. «Гроза». Н.М. Рубцов. «Во время грозы». Резерв на вариативную часть программы - 2 ч. Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса. Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в т.ч. с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Литературоведческая пропедевтика Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий. Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. 3) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и отражают приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части: гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине - России, в т.ч. через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в т.ч. через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; - уважение к своему и другим народам, формируемое в т.ч. на основе примеров из художественных произведений и фольклора; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в т.ч. отражённых в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в т.ч. с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в т.ч. связанного с использованием недопустимых средств языка); - сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в т.ч. с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в т.ч. в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в т.ч. информационной) при поиске дополнительной информации; - бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: - осознание ценности труда в жизни человека и общества (в т.ч. благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: - бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; - неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в т.ч. в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в т.ч. познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне НОО у обучающегося будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, совместная деятельность. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных УУД: - сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; - объединять объекты (тексты) по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; - находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; - выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; - устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных УУД: - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; - сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных УУД: - выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; - согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; - анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных УУД: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; - готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как часть коммуникативных УУД: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных УУД: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть регулятивных УУД: - устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; - соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; - находить ошибку, допущенную при работе с текстами; - сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения обеспечит: - понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; - осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; - ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; - овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; - совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); - применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); - самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; - использование справочных источников для получения дополнительной информации. 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: - осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры; - владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы; - применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста; - использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова; - читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; - совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов; - применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; - обогащать собственный круг чтения; - соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: - осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; - осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; - применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; - пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: - осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации; - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; - совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; - применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); - самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; - пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.