Рабочая программа по учебному предмету Второй иностранный язык (немецкий)

МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Н.П.Князева»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ
«Бейская СОШИ имени Н.П.Князева»
_________Н.В.Романцова
Приказ № 102
от «22» августа 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий)»
9 класс

Обсуждена и согласована на
ШМО учителей
Инострнного языка
Протокол № 1 от «21» августа 2023 г.
Принята на педагогическом
совете школы
Протокол № 1 от «21» августа 2023 г.

с. Бея, 2023 г

Планируемые результаты
Предметные результаты
- развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме);
- овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими,
лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения,
отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка,
разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого
иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного
общения;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
В результате изучения курса немецкого языка как второго иностранного в 5 классе:
Обучающийся научится:
Раздел «Коммуникативные умения»
Говорение. Диалогическая речь
• вести диалог (диалог этикетного характера, диалог – расспрос) в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета,
принятые в стране изучаемого языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• вести диалог-обмен мнениями;
• брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Обучающийся научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые
слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на текст, ключевые слова/
план/ вопросы;
• описывать картинку/ фото с опорой на ключевые слова/ план/ вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• кратко высказываться с предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с
предложенной ситуацией общения;
• кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.)

• кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Обучающийся научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в
аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое
количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие
отдельные неизученные языковые явления;
• читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в
явном и в неявном виде;
• выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
• восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Обучающийся научится:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол,
возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.);
• писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания.
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать
аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
• Обучающийся получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
• писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул
• составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
• писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т.п.).

Раздел «Языковые навыки и средства оперирования ими»
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• правильно писать изученные слова;
• правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного
предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный
знак в конце восклицательного предложения;
• расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Обучающийся научится:
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложений по их интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Обучающийся научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и
конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной
задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции
приставок типа: fern sehen;
• имена существительные при помощи суффиксов -ung (die Ordnung), -heit (die Freiheit), -keit
(die Sauberkeit), -schaft (die Freundschaft), -or (der Proffessor), -um (das Datum), -ik (die Musik);
• именасуществительные и прилагательные с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
• имена прилагательные при помощи аффиксов -ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los
(fehlerlos);
• имена числительные при помощи суффиксов -zig, -βig.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в
пределах тематики основной школы;

• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Обучающийся научится:
• распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и
отрицательной форме) и восклицательные;
• распознавать и употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения;
• распознавать и употреблять в речи безличные предложения;
• распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
• распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/
нулевым артиклем;
• распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные;
• распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной степени;
• распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие
количество viele, einige, wenige;
• распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
• распознавать и употреблять в речи слабые и сильные глаголы с отделяемыми и
неотделяемыми приставками в Präsens;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы в Präsens;
• распознавать и употреблять в речи предлоги.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать в речи словосочетания «Прилагательное +существительное» разных видов
склонения (ein kleines Kind, das kleine Kind, kleines Kind).
Социокультурные знания и умения
Обучающийся научится:
• употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения
основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
• представлять родную страну и культуру на немецком языке;
• понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
• находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Обучающийся научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при
говорении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;

• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
2. Содержание учебного предмета
Содержание курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
Освоение предмета «Иностранный язык (второй)» в основной школе предполагает применение
коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие
иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы
обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего
профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык (второй)» направлено на достижение
обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции,
позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах
тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и
с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство
межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и развития
умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на
межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География»,
«Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от
вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к
ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с
зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации:
пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение.
Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные
праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их
вклад в науку и мировую культуру.

1-й год обучения
1. Знакомство/Kennenlernen (3 ч)
Обучающийся научится: приветствовать людей; представляться и говорить, где живут;
заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят, называть место
жительства.
Грамматика: личные местоимения: ich, du, Sie; глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein; вопросы с
вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; порядок слов; интонация
простого предложения.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут этикетный диалог в ситуации бытового
общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела, знакомятся, расспрашивают о возрасте);
воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и
основные буквосочетания; различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого
языка; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют
глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в
первом, втором лице и вежливой форме; заполняют анкету; читают и пишут по образцу
сообщения в чате; знакомятся с достопримечательностями и формулами приветствия
немецкоязычных стран.
2. Мой класс/Meine Klasse (2 ч)
Обучающийся научится: называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить
о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет.
Грамматика, лексика, фонетика: личные местоимения: er/sie, wir, ihr; глаголы: kommen, heißen,
mögen, sein; определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine; притяжательные
местоимения: mein, dein; предлоги: in, auf; числа; школьные принадлежности; названия
некоторых школьных предметов; ударение в предложении; интонация; вопросительного
предложения; словарное ударение.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалог-расспрос (о том, какие школьные
предметы нравятся, какие нет); рассказывают о своём друге/своей подруге; оперируют
активной лексикой в процессе общения; воспроизводят наизусть тексты рифмовок; понимают
на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудио записи,
построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни; вербально
или невербально реагируют на услышанное; понимают на слух и произносят цифры и группы
цифр; называют телефонные номера; произносят имена и фамилии по буквам; выразительно
читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут
небольшой рассказ о себе, своём друге/своей подруге с опорой на образец; соблюдают
правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют спряжение
известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определённые и
неопределённые артикли в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein, числительные
(количественные от 1 до 1000) .
3. Животные/Tiere (3 ч)
Обучающийся научится: говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать текст о
животных; описывать животных; называть цвета, называть животных.
Грамматика, лексика, фонетика: спряжение глаголов haben, sein; вопросы без вопросительного
слова; винительный падеж; множественное число существительных; названия животных,
цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалог-расспрос (о животных); рассказывают (о
своих животных); оперируют активной лексикой в процессе общения; понимают на слух речь
учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи; выразительно читают
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут небольшой
рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать, с опорой на образец; соблюдают
правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; проводят интервью о
любимых животных и сообщения на основе собранного материала; употребляют винительный

падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова.
Маленькая перемена/Kleine Pause (1 ч). Повторение.
Делают учебные плакаты.•
Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения.•
Читают и воспроизводят стихотворение.•
Играют в грамматические игры.•
4. Мой день в школе/Mein Schultag (2 ч)
Обучающийся научится: называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня;
понимать и составлять тексты о школе.
Грамматика, лексика, фонетика: указание времени; порядок слов в предложениях с указанием
времени; предлоги: um, von ... bis, am; названия часов, времени суток, дней недели, школьных
предметов; краткая и долгая гласная.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: рассказывают о себе, включая информацию о
школьных уроках, с указанием времени; оперируют активной лексикой в процессе общения;
пишут электронное письмо о себе по образцу; читают, понимают и составляют своё расписание
уроков с указанием дней недели и времени; понимают на слух речь учителя, одноклассников и
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале,
находят запрашиваемую информацию; вербально или невербально реагируют на услышанное;
соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; слушают и
выразительно читают стихотворение; потребляют предложения с указанием времени, соблюдая
правильный порядок слов и временные предлоги; рассказывают о распорядке дня; знакомятся
со страноведческой информацией о школе в немецкоязычных странах.
5. Хобби/Hobbys (2 ч)
Обучающийся научится: говорить о хобби; договариваться о встрече; говорить, что они умеют,
а что нет; спрашивать разрешения; читать и описывать статистические данные.
Грамматика, лексика, фонетика: глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen;
модальный глагол können; глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция; краткая и
долгая гласная.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалоги о своём хобби, о том, что умеют и не
умеют делать; рассказывают о своём хобби, оперируют активной лексикой в процессе
общения; договариваются о встрече; спрашивают разрешения, используя модальные глаголы;
понимают на слух речь учителя, высказывания одноклассников; читают предложения с
правильным фразовым и логическим ударением; соблюдают правильное ударение в словах и
предложениях, интонацию в целом; читают и описывают статистическую информацию;
употребляют глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию.
6. Моя семья/Meine Familie (2 ч)
Обучающийся научится: описывать картинку; рассказывать о семье; понимать текст о семье;
говорить о профессиях.
Грамматика, лексика, фонетика: притяжательные местоимения sein, ihr, unser; профессии
мужского и женского рода, слова, обозначающие родство; произношение окончаний -er, -e.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: рассказывают о своей семье, используя в том числе и
названия профессий; описывают картинки; ведут диалоги о семье, составляют мини-диалоги по
образцу; читают и понимают небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале; употребляют притяжательные местоимения; читают предложения с правильным
фразовым и логическим ударением; понимают на слух речь учителя, одноклассников и
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале;
читают и описывают статистическую информацию; знакомятся со страноведческой
информацией о семьях в Германии.
7. Сколько это стоит?/Was kostet das? (3 ч)

Обучающийся научится: называть цену; говорить, что они хотели бы купить; рассказывать о
том, что им нравится, а что нет; находить информацию в тексте.
Грамматика, лексика, фонетика: спряжение глаголов essen, treffen, möchten, порядок слов в
предложении: рамочная конструкция; словосочетания, дифтонги ei, au, e.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалоги на основе изученного языкового
материала (называют цену, спрашивают, сколько стоит, говорят, что нравится, что нет, что бы
они хотели купить, говорят о деньгах на карманные расходы); знакомятся с немецкой
традицией составления списка подарков ко дню рождения и пишут аналогичные списки;
обсуждают подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей;
читают тексты и находят запрашиваемую информацию; читают тексты с полным пониманием,
используя словарь.
Большая перемена/Große Pause (1 ч) Повторение.
Грамматический аспект в обучении:
Обучающиеся овладевают грамматическим материалом в единстве с фонетикой и лексикой.
Активный грамматический минимум составляют следующие грамматические явления: личные
местоимения и притяжательные местоимения; глагол haben в Präsens, глагол sein в Präsens,
слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в Präsens, глаголы с отделяемыми приставками в
Präsens, модальный глагол können в Präsens, глагол machen в Präsens; существительные с
определённым артиклем, с неопределённым артиклем, с нулевым артиклем (употребление
названий профессий), с отрицательным артиклем, множественное число существительных,
существительные в винительном падеже (Akkusativ); количественные числительные; предлоги
um, von ... bis, am. Словообразование: имена существительные для обозначения профессий
мужского и женского рода. Синтаксис: порядок слов в повествовательном предложении,
порядок слов в вопросительном предложении (вопросительные слова), формы отрицания в
предложении, формы утверждения в предложении. Принципиальным в организации работы со
структурами является их функциональное применение. Работа над грамматикой вписывается в
контекст коммуникативной деятельности учащихся и подчиняется решению речевых задач.
Содержание учебного предмета
Количество часов: всего 17 часов, в неделю – 1 час
Учебник: «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
№ п/п

Тема (предметное содержание речи)

Раздел учебника

Кол-во
часов

1

Страны изучаемого языка

Знакомство

3

2

Школа

Мой класс

2

3

Окружающий мир

Животные

3

4

Школа

Мой день в школе

2

5

Свободное время

Хобби

2

6

Моя семья

Моя семья

2

7

Свободное время

Сколько это стоит?

3

Всего

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».