Рабочая программа учебного предмета Труд (технология) 5 класс

МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная
школа-интернат имени Н.П. Князева»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бейская СОШИ»
им. Н.П.Князева
___________________Н.В.
Романцова
Приказ № __102____
от «_22_» __08___2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Труд (технология)
5 класс
Разработчик: учитель
первой квалификационной
категории
Грудинин Игорь Евгеньевич

Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
технологии, музыки и ИЗО
Протокол №__1__от_21_._08_.2024г.
Принята на педагогическом
совете школы
Протокол №__1__от_22_._08_.2024г.
с. Бея, 2024г.

Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд;
он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических
способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние

на

потребностей,

формирование
созидателем

личности,

выступает

общественного

способом

богатства,

удовлетворения

фактором

социального

прогресса.
Цель изучения предмета «Труд (технология)» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 5-9 классах способствует получению
обучающимися

первоначальной

профильной

трудовой

подготовки,

предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного
выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Труд (технология)» должен способствовать решению
следующих задач:
 развитие

социально ценных качеств личности

(потребности в труде,

трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
 обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
 расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
 расширение

культурного

кругозора,

обогащение

знаний

о

культурно-

исторических традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;

ознакомление

формирование

устойчивых

с

массовыми

интересов

к

рабочими

определенным

профессиями,
видам

труда,

побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной
профильной трудовой подготовки;
2

 формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса,

деятельности производственного предприятия, содержании

и

условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили
трудового обучения в образовательной организации;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных
профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в
соответствии

с

физическими

возможностями

и

состоянием

здоровья

обучающихся;
 формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном, производительном труде;
 формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
 совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
 развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
 формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
 коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи); коррекцию и развитие умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
 коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования
практических умений.

3

Воспитательные задачи:
 выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности; организация
ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение знаний о
современных профессиях;
 развитие

здоровьесберегающей

предметно-пространственной

 и коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее
воспитательных возможностей;
 организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленной на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся, их будущего самоопределения;
 воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к
важнейшей

жизненной

ценности,

как основному способу достижения

жизненного благополучия человека;
 воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
 воспитание

нравственных,

морально-волевых

качеств

(настойчивости,

ответственности), навыков культурного поведения.

1. Личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный
уровень) освоения учебного предмета
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных

конструкторских,

художественно-конструкторских

(дизайнерских),

технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по столярному делу на конец школьного обучения:
Минимальный уровень:
 знание правил организации рабочего места;
 знание видов трудовых работ;
 знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
 знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
 знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
 умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем
месте;
 умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
5

 умение составлять стандартный план работы по пунктам;
 умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
 умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
 умение выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
 знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
 знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
 знание видов художественных ремесел;
 умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
 умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при
выполнении трудовых работ;
 умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
 умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно
расходовать материалы;
 умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и
действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
 умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
 оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями
и их результатами;
6

 выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.

В конце учебного года обучающиеся должны
Знать:
-общие представления о строении древесины;
-что миллиметр – это основная мера длины в столярном деле;
-виды брака при пилении;
-назначение сверления;
-электровыжигатель, устройство действия;
-рубанок: основные части;
-назначение шурупов;
-требования к качеству разметки;
-правила техники безопасности при изучении всех тем курса.
Уметь:
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать рубанком;
-научиться работать на настольно-сверлильном станке;
-работать электровыжигателем;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
-работать рубанком;
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности.
7

2. Содержание учебного предмета
С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по
профессии, в полном соответствии с обязательным минимумом содержания трудовой
и профессионально-трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья и условиями школы.
Совершенствование

профессиональных

навыков

осуществляется

путем

упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Основное
учебное время отводится упражнениям по изготовлению простых столярных изделий
полезного назначения.
На данном этапе более широко, чем на предыдущих, решается задача развития
качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь,
ответственность за решение общей задачи, коллективность в деловых контактах с
товарищами, правдивость в оценке работы).
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством столярных инструментов и
приспособлений, а также школьники знакомятся со следующими понятиями:
разметка деталей, поперечное и продольное пиление, соединение деталей на гвоздях,
шурупах, саморезах и клею, отделка шкуркой, водные и водно-эмульсионные краски,
лаки, ручное сверление, строгание рубанком, выпиливание лобзиком, узнают правила
ухода за инструментом. Кроме того, учатся работать на сверлильном станке. Изучают
правила безопасной работы, правила пожарной безопасности.
Большинство изделий учащиеся этого класса выполняют из частично
обработанных заготовок.
К числу наиболее ответственных операций следует отнести размету с помощью
линейки. При этом в начале обучения размеры деталей даются в круглых десятках.
Необходимо приучить школьников заниматься на уроках труда не только
практическим исполнением задания, но и обсуждением (в групповой беседе и с
помощью учителя) характеристик изделия, продумыванием плана предстоящей
работы, оценкой сделанного на занятиях.
В начале обучения учащиеся ориентируются по натуральному образцу изделия.
Технический рисунок в этом отношении занимает промежуточное положение.
Предусмотрены упражнения по освоению приемов и навыков работы
столярным инструментом.

8

Цель курса: - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для
овладения профессии столяра.
Задачи:
-воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий;
-формирование знаний и умений, необходимых для обработки и изготовления
изделий из древесины;
-формирование практических умений и навыков при выполнении заданий;
-обучение приемам безопасной работы столярным инструментом и оборудованием
мастерской.

Тематическое планирование
Тематическое планирование труд (технология) 5 класс
I четверть

№
урока

Тема урока (тип урока)

Дата
факти
Виды учебной деятельности, форма Дата
ческог
работы, цифровые образовательные провед
о
ресурсы (ЦОР).
ения
прове
дения

Вводное занятие
1,2.

Вводное занятие.
Вводный инструктаж по
охране труда
(постановка учебной
задачи).

Задачи обучения в 5 классе.
Рассматривание изделий,
изготовленных учащимися.
Знакомство с учебником.
Познавательно информационная
беседа. Профессия столяр.
Просмотр видеофрагментов или
мультимедийной презентации.
Обязанности учащихся.
Распределение рабочих мест.
Вводный инструктаж по охране
труда. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

2,09

Пиление столярной ножовкой
3,4.

Столярные инструменты
и приспособления
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Из истории
инструментов. Познавательно информационная беседа.
Рассматривание инструментов.

4,09

9

Устройство и правила пользования
столярными инструментами. Работа
с учебником. Изучение устройства
инструментов. Игровой момент:
угадай инструмент. Практическая
работа. Выполнение задания.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
5,6.
Устройство и назначение Словесно - иллюстративный
столярного верстака
рассказ с элементами беседы.
(изучение и первичное
Устройство и назначение
закрепление новых
столярного верстака. Работа с
знаний)
учебником. Просмотр
мультимедийной презентации
«Рабочее место столяра».
5,09
Демонстрация приёмов
организации рабочего места
столяра. Правила работы на
верстаке. Практическая работа.
Оценка деятельности учащихся на
уроке. ЦОР: фотографии на тему
«Рабочее место столяра».
7,8.
Сообщение теоретических
Понятие плоская
сведений. Понятие плоская
поверхность,
поверхность. Виды разметки(по
миллиметр как
чертежу, по образцу).
основная длинна в
Демонстрация приёмов разметки
9,09
столярном деле
разных
видов.
Миллиметр
как
(изучение и первичное
основная мера длинны, в столярном
закрепление новых
деле. Выполнение заданий.
знаний)
Подведение итогов.
9,10. «Измерение заготовок Познавательно-информационная
беседа. Работа с предметноиз древесины при
помощи линейки». Т.Б. технологической картой.
11,09
при работе (закрепление Практическая работа. Заполнение
технологической
карты.
знаний и умений).
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
11,12 «Точность
Опрос-беседа. Правила разметки и
.
приёмы ее выполнения.
измерительной
Демонстрация приемов проверки
линейки, проверка
линейки, угольника. Практическая
столярного уголка,
работа. Разметка деталей при
правильность заточки
12,09
помощи линейки и угольника.
столярной ножовки,
Подведение итогов. Оценка
правила работы со
деятельности учащихся на уроке.

стуслом». Т.Б при
работе (закрепление
знаний и умений).

10

13,14 Пиление как одна из
.
основных столярных

операций (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

15,16 Понятие «припуск на
.
обработку».

Работа столярной
ножовкой. Разметка
длинны детали с
помощью линейки и
угольника (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).
Пиление брусков
17,18 (закрепление знаний и
умений).

19,20 Выполнение

упражнений по
пилению древесины
(закрепление знаний и
умений).

21,22 Правила работы

шлифовальной
шкуркой,
Зачистка изделий,
торцов и кромок
деталей (изучение и

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Пиление как
одна из основных столярных
операций. Познавательноинформационная беседа.
Инструмент для пиления.
Столярная ножовка. Демонстрация
приёмов пиления древесины.
Беседа. Правила безопасности при
пилении ножовкой. Выполнение
задания. Подведение итогов. Стенд
с инструментами.
Сообщение теоретических
сведений. Понятие припуск на
обработку. Демонстрация приёмов
разметки деталей с помощью
линейки и угольника. Выполнение
упражнений по разметке деталей.
Подведение итогов.

Познавательно-информационная
беседа. Технология пиления
брусков. Демонстрация приёмов
пиления. Контроль за
правильностью размеров и формы
детали с помощью линейки и
угольника. Демонстрация приёмов
контроля. Инструктаж по охране
труда. Практическая работа.
Пиление брусков. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Опрос-беседа. Технология пиления.
Демонстрация приёмов пиления в
стусле. Познавательно информационная беседа. Виды
брака при пилении. Практическая
работа. Выполнение упражнений по
пилению древесины. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Виды
отделки изделий. Просмотр
мультимедийной презентации или
рассматривание изделий.
Сообщение теоретических

16,09

18,09

19,09

23,09

25,09

11

первичное закрепление
новых знаний).

23,24 Правила безопасности

при работе
шлифовальной
шкуркой.
Зачистка изделий
шлифовальной
шкуркой (закрепление
знаний и умений).

25,26 Оценка качества

изделия (проверка,
оценка и коррекция УН
учащихся).

сведений. Виды шлифовальной
шкурки. Рассматривание образцов
шлифовальной шкурки.
Выполнение задания. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Сообщение теоретических
сведений. Шлифование торцов
деталей шлифовальной шкуркой.
Просмотр видеофрагментов.
Демонстрация приёмов
шлифования. Познавательно информационная беседа.
Технические требования к
выполнению операции
шлифования. Инструктаж по
охране труда. Шлифование торцов
деталей. Подведение итогов. ЦОР:
видеофрагменты выполнения
операций на современном
производстве.
Познавательно-информационная
беседа. Критерии оценки качества
изделия. Выставка работ. Анализ
выполненной работы. Оценка
качества изделия. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.

26,09

30,09

Промышленная заготовка древесины
27,28 Основные части дерева. Словесно-иллюстративный рассказ
29,30 Породы древесины.
с элементами беседы. Древесина:
сфера использования. Просмотр
Использование
мультимедийной презентации или
древесины, её
видеофрагментов. Сообщение
заготовка, разделка,
теоретических сведений. Дерево:
транспортировка
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

основные части. Работа с
учебником. Изучение основных
частей дерева. Заготовка древесины
и разделка, транспортировка. .
Просмотр мультимедийной
презентации или видеофрагментов.
Выполнение заданий. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке. ЦОР :
Видеофрагменты или фотографии.

2,10
3,10

12

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы.
Пиломатериалы: виды и
использование.
Доска – виды, размеры использование. Просмотр
мультимедийной презентации или
(изучение и первичное
видеофильма. Сообщение
закрепление новых
теоретических сведений. Доска:
знаний).
виды, размеры. Рассматривание
образцов. Выполнение задания.
Подведение итогов. ЦОР:
фотографии по теме урока,
видеофильм.
35,36 Определение видов
Опрос-беседа. Виды
пиломатериалов. Лабораторная
пиломатериалов. Т.Б.
при работе (закрепление работа. Определение видов
пиломатериалов (по образцам,
знаний и умений).
техническим рисункам).
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
31,32 Пиломатериалы. Виды
33,34 пиломатериалов, их

7,10
9,10

10,10

Самостоятельная работа
37,38 Самостоятельная работа
39,40 (по выбору учителя)
41,42 (проверка, оценка и
коррекция ЗУН учащихся)

Анализ объекта труда.
Последовательность изготовления
изделия. Технические требования к
качеству операций. Практическая
работа. Изготовление изделия.
Выставка работ. Анализ
выполненной работы.

14,10
16,10
17,10

Практическое повторение
43,44 Изготовление и
45,46 украшение разделочной
47,48 доски (комплексное
применение ЗУН
учащихся)

Анализ объекта труда.
Последовательность изготовления
изделия. Технические требования к
качеству операций. Практическая
работа. Изготовление изделия.
Выставка работ. Анализ
выполненной работы. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся

21,10
23,10
24,10

Тематическое планирование труд (технология) 5 класс
2 четверть

№
урок
а

Тема урока (тип
урока)

Виды учебной деятельности,
форма работы, цифровые
образовательные ресурсы
(ЦОР).

Дата
факт
Дата
ичес
прове
кого
дения
пров
едени
13

я
Вводное занятие
1,2

Вводное занятие.
(постановка учебной
задачи)

Вступительное слово. План работы
на четверть. Беседа. Правила
безопасности при работе в
мастерской. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.

6,11

Сверление отверстий на станке
3,4

5,6

7,8

9,10

Знакомство с понятиями
сквозное и несквозное
отверстия (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

Устройство и назначение
настольного
сверлильного станка
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Назначение и виды свёрл
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Крепление сверла в
патроне сверлильного
станка. Правила
безопасной работы на

Сообщение теоретических
сведений. Понятие сквозное и
несквозное отверстия. Назначение
каждого из видов отверстий.
Просмотр мультимедийной
презентации или рассматривание
изделий с отверстиями разного
вида. Практическая работа.
Выполнение задания. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке. ЦОР:
фотографии изделий с
отверстиями разного вида.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Устройство и
назначение настольного
сверлильного станка. Работа с
учебником. Изучение устройства
настольного сверлильного станка.
Выполнение задания. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
ЦОР: фотографии сверлильных
станков
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Свёрла: их
виды и назначения. Просмотр
мультимедийной презентации или
рассматривание свёрл.
Познавательно - информационная
беседа. Назначение каждого из
видов свёрл и их отличительные
особенности. Практическая работа.
Выполнение заданий. Подведение
итогов. ЦОР: фотографии свёрл
Рассказ с демонстрацией приёмов
крепления сверла в патроне.
Практическая работа. Выполнение
упражнений по креплению сверла в

7,11

11,11

13,11

14,11

14

настольном сверлильном
станке (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).
11,12 Знакомство с изделием,
последовательность
изготовления изделия
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

13,14 Разметка и отпиливание
бруска. Разметка центров
отверстий (закрепление
знаний и умений)

15,16 Сверление несквозных
отверстий (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

17,18 Зачистка поверхности
подставки. Отделка
изделия (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

патроне. Познавательно информационная беседа. Правила
безопасной работы на настольном
сверлильном станке. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Рассматривание изделия. Анализ
объекта труда. Познавательно информационная беседа.
Технические требования к изделию.
Последовательность изготовления
изделия. Выполнение
технологического рисунка изделия.
Практическая работа. Заполнение
технологической карты.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Познавательно - информационная
беседа. Подбор материала для
изделия. Демонстрация приёмов
разметки и отпиливание бруска
нужной длинны. Разметка центров
отверстий. Демонстрация приёмов
разметки. Практическая работа.
Разметка и отпиливание бруска для
изделия. Разметка центров
отверстий. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Технология
сверления несквозных отверстий.
Демонстрация приёмов сверления.
Рассказ. Контроль глубины
отверстия. Познавательно информационная беседа.
Технические требования к
выполнению операции сверления.
Практическая работа. Сверление
несквозных отверстий. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Технология
зачистки поверхности изделия.
Познавательно - информационная
беседа. Технические требования к
выполнению данной операции.
Виды отделки. Выбор отделки для

18,11

20,11

21,11

25,11

15

подставки. Практическая работа.
Зачистка поверхности подставки.
Отделка изделия. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.

Выжигание
19,20 Устройство
электровыжигателя и
приёмы работы с ним.
Правила безопасной
работы
электровыжигателем
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

21,22 Отделка изделия
23,24 выжиганием (изучение и
25,26 первичное закрепление
новых знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Способы
отделки изделия. Назначение
электровыжигателя. Просмотр
мультимедийная презентация или
рассматривание изделий. Работа с
учебником. Изучение устройства
электровыжигателя. Беседа.
Правила безопасной работы
электровыжигателем.
Демонстрация приёмов работы с
ним. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Подготовка
поверхности к выжиганию.
Демонстрация приёмов перевода
рисунка на изделие с помощью
копировальной бумаги.
Выполнение упражнений по
переводу рисунка с помощью
копировальной бумаги.
Демонстрация приёмов выжигания
рисунка и раскрашивание его
водными красками. Практическая
работа. Отделка изделия
выжиганием. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.

27,11

28,11
2,12
4,12

Игрушки из древесины и других материалов
27,28 Устройство и применение
28,30 рашпиля, напильника.
31,32 Выполнение упражнений
по зачистке поверхности
рашпилем (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Устройство и
применение рашпиля и драчёвого
напильника. Демонстрация приёмов
выполнения зачистки поверхности
рашпилем. Беседа. Правила
безопасной работы рашпилем,
напильником. Практическая работа.
Выполнение упражнений по
зачистке поверхности рашпилем.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

5,12
9,12
11,12

16

33,34
35,36
37,38
39,40

Устройство, назначение
коловорота, приёмы
работы. Выполнение
упражнений по
сверлению отверстий
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Устройство,
назначение коловорота. Работа с
учебником. Изучение устройства
коловорота. Демонстрация приёмов
работы. Беседа. Правила
безопасной работы. Практическая
работа. Выполнение упражнений по
сверлению отверстий. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.

12,12
16,12
18,12
19,12

Самостоятельная работа
41,42
43,44
45,46
47,48

Самостоятельная работа
(по выбору учителя)
(проверка, оценка и
коррекция ЗУН учащихся)

Анализ объекта труда.
Последовательность изготовления
изделия. Технические требования к
качеству операций. Практическая
работа. Изготовление изделия.
Выставка работ. Анализ
выполненной работы.

23,12
25,12
26,12
27,12

Тематическое планирование труд (технология) 5 класс
3 четверть

№
урок
а

Тема урока (тип
урока)

Виды учебной деятельности,
форма работы, цифровые
образовательные ресурсы
(ЦОР).

Дата
факт
Дата ичес
прове кого
дения пров
едени
я

Вводное занятие
1,2

3,4

Вводное занятие.
Вступительное слово. Инструктаж
Повторный инструктаж по охране труда. План работы на
четверть. Подведение итогов.
по охране труда
Оценка деятельности учащихся на
(постановка учебной
уроке.
задачи)
Пиление лучковой пилой
Виды пиления древесины
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Рассказ. Пиление: виды (поперёк и
вдоль волокон). Познавательноинформационная беседа. Разница
между операциями по пилению
древесины поперёк и вдоль
волокон. Выполнение задания.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

13,01

15,01

17

5,6

7,8

Лучковая пила:
устройство и правила
безопасной работы с ней
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Пиление поперёк и вдоль
волокон лучковой пилой
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Лучковая
пила и её назначение. Просмотр
мультимедийной презентации или
рассматривание лучковых пил
разного вида. Работа с учебником.
Изучение устройства лучковой
пилы. Коллективный поиск ответа
на вопрос: чем различаются пилы
для продольного и поперечного
пиления? Демонстрация приёмов
подготовки лучковой пилы к
работе. Познавательноинформационная беседа. Правила
безопасной работы и переноски
лучковой пилы. Демонстрация
приёмов пиления лучковой пилой.
Брак при пилении: меры
предупреждения. Практическая
работа. Подготовка лучковой пилы
к работе. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке. ЦОР: фотографии на тему
«Виды лучковых пил».
Познавательно- информационная
беседа. Технология пиления
древесины поперек волокон
лучковой пилой. Демонстрация
приёмов пиления. Контроль
правильности отпила Практическая
работа. Пиление поперёк и вдоль
волокон лучковой пилой.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

16,01

20,01

Строгание рубанком
9,10

Грани и рёбра бруска.
Общее представление о
строении древесины
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Грани и рёбра
бруска. Общее представление о
строении древесины. Выполнение
задания. Познавательноинформационная беседа. Длинна,
ширина, толщина бруска (доски):
измерение, последовательность
разметки при строгании.
Демонстрация приёмов разметки.
Практическая работа. Разметка
деталей с учётом припусков.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

22,01

18

11,
12.

Устройство рубанка и
правила безопасной
работы с ним (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

13,14 Строгание рубанком (на
отходах материалов)
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Строгание заготовок
15,16 (закрепление знаний и
умений).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Рубанок:
основные части. Работа с
учебником. Изучение устройства
рубанка. Демонстрация приёмов
подготовки рубанка к работе.
Беседа. Правила безопасной работы
рубанком. Практическая работа.
Выполнение задания. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке. ЦОР:
фотографии рубанков разных
видов.
Познавательно-информационная
беседа. Технология строгания
заготовок рубанком. Демонстрация
приёмов строгания. Контроль
точности выполнения операции.
Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Строгание
рубанком (на отходах материалов).
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Познавательно-информационная
беседа. Технология строгания
заготовок деталей изделия с
контролем размеров. Демонстрация
приёмов работы. Технические
требования к выполнению
операции. Практическая работа.
Строгание заготовок деталей
изделия с контролем размеров.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

23,01

27,01

29,01

Соединение деталей с помощью шурупов
17,18 Чертёж как основной
19,20 документ для
выполнения изделия
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Назначение
чертежа. Рассматривание чертежей
различных деталей. Сообщение
теоретических сведений. Виды
линий. Выполнение задания.
Правила оформления чертежа.
Познавательно-информационная
беседа. Чтение чертежей.
Практическая работа по чтению
чертежей. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.

30,01
3,02

19

21,22 Знакомство с изделием
(настенная полочка).
Последовательность
изготовления настенной
полочки (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

23,24 Изготовление деталей
25,26 изделия. Соединение
27,28 деталей настенной
полочки (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

Соединение деталей с
29,30 помощью шурупов
(изучение и первичное
закрепление новых
знаний).

31,32 Выполнение отверстий с
помощью шила или
буравчика. Зенкование
отверстий (изучение и
первичное закрепление
новых знаний).

Анализ объекта труда.
Познавательно-информационная
беседа. Технические требования к
изделию. Рассматривание
материалов для изделия. Работа с
предметно-технологической
картой. Практическая работа.
Выполнение технического рисунка
изделия с нанесением размеров.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Познавательно-информационная
беседа. Технология изготовления
изделия. Способы соединения
деталей. Выбор варианта сборки
деталей. Демонстрация приёмов
работы. Инструктаж по охране
труда. Практическая работа.
Изготовление деталей изделия.
Выполнение задания. Подведение
итогов. Оценка деятельности
учащихся на уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Шурупы:
элементы, их взаимодействие с
древесиной. Рассматривание
шурупов разного вида.
Познавательно-информационная
беседа. Технология соединения
деталей с помощью шурупов.
Практическая работа. Выполнение
задания. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Шило
гранёное, буравчик: их назначение,
применение. Рассматривание
инструментов для зенкования
отверстий. Коллективный поиск
ответа на вопрос: зачем надо делать
под шурупы отверстия шилом или
буравчиком? Демонстрация
приёмов выполнения отверстия с
помощью шила, буравчика,
зенковки. Правила безопасной
работы. Практическая работа.
Выполнение отверстий с помощью
шила или буравчика. Зенкование

5,02

6,02
10,02
12,02

13,02

17,02

20

отверстий. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.
33,34 Устройство ручной дрели Словесно-иллюстративный рассказ
и приёмы работы
с элементами беседы. Дрель ручная.
(изучение и первичное
Работа с учебником. Изучение
закрепление новых
устройства ручной дрели. Беседа.
знаний).
Правила безопасной работы
дрелью. Демонстрация приёмов
подготовки дрели к работе, работа
ручной дрелью. Практическая
работа. Подготовка дрели к работе.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
35,36 Выполнение упражнений Познавательно-информационная
37,38 по сверлению отверстий
беседа. Технология сверления
38,40 (закрепление знаний и
отверстий ручной дрелью.
умений).
Демонстрация приёмов работы.
Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Выполнение
упражнений по сверлению
отверстий. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.
41,42 Подготовка отверстий
Познавательно-информационная
под шурупы на деталях
беседа. Технология подготовки
полочки. Зенкование
отверстий под шурупы.
отверстий (закрепление
Технические требования к
знаний и умений).
выполнению операций.
Демонстрация приёмов работы
Технические требования к
выполнению данной операции.
Практическая работа. Подготовка
отверстий под шурупы на деталях
полочки. Зенкование отверстий.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Сборка изделия. Отделка Познавательно-информационная
43,44 изделия шлифовкой
беседа. Технология сборки изделия.
45,46 (закрепление знаний и
Отделка изделия шлифовкой.
47,48 умений).
Технологические требования к
выполнению данной операций.
Демонстрация приёмов работы.
Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Сборка
изделия. Отделка изделия
шлифовкой. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.

19,02

20,02
24,02
26,02

27,02

3,03
5,03
6,03

21

49,50 Отделка изделия
51,52 лакированием. Оценка
качества готового
изделия (закрепление
знаний и умений).

Познавательно-информационная
беседа. Отделка изделия
лакированием. Оценка качества
готового изделия. Технологические
требования к выполнению данной
операций. Демонстрация приёмов
работы. Инструктаж по охране
труда. Практическая работа по
отделке изделия лакированием.
Оценка качества готового изделия.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.

10,03
12,03

Самостоятельная работа
53,54
55,56
57,58
59,60

Самостоятельная работа
(по выбору учителя, в
зависимости от уровня
подготовки учащихся)
(проверка, оценка УН
учащихся)

Анализ объекта труда.
Познавательно-информационная
беседа. Последовательность
изготовления изделия.
Технологические требования к
качеству операций.
Самостоятельная работа.
Изготовление изделия или
выполнение технологической
операции. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на
уроке.

13,03
17,03
19,03
20,03

Тематическое планирование труд (технология) 5 класс
4 четверть

№
урок
а

Тема урока (тип
урока)

Виды учебной деятельности, форма
работы, цифровые
образовательные ресурсы (ЦОР).

Дата
факт
Дата ичес
прове кого
дения пров
едени
я

Вводное занятие
1,2

Вводное занятие
(постановка
учебной задачи)

Вступительное слово. Столяр –
профессия важная. Рассматривание
изделий, которые будут изготавливаться
в четвёртой четверти. Беседа-опрос.
Правила безопасной работы в
мастерской. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке. ЦОР:
Фотографии столярных изделий и
инструментов.

31,03

22

Изготовление кухонной утвари
Коллективный поиск ответа на вопросы:
о чём рассказывает чертёж? В чем
отличие чертежа от технического
рисунка? Сообщение теоретических
сведений. Чертёж. Выполнение задания.
Правила построения чертежа. Нанесение
размеров. Демонстрация приёмов
построения чертежа простейших
деталей. Практическая работа.
Выполнение построения чертежа.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке
7,8
Знакомство с
Словесно-иллюстративный рассказ с
изделием
элементами беседы. Кухонная утварь:
(разделочная доска
назначение, эстетические требования,
или кухонная
материалы и детали. Познавательнолопатка) (изучение и информационная беседа. Варианты
первичное
моделей изделий для кухни. Просмотр
закрепление новых
мультимедийной презентации или
знаний).
рассматривание изделий. Анализ
выбранного объекта труда. Практическая
работа. Выполнение технического
рисунка изделия и чертежей деталей
изделия. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке. ЦОР:
Фотографии изделий.
9,10 Древесина для
Познавательно-информационная беседа.
изготовления
Виды древесины. Рассматривание
кухонной утвари.
образцов древесины. Критерии отбора
Последовательность древесины для кухонной утвари.
изготовления
Последовательность изготовления
изделия
изделия. Практическая работа. Подбор
(закрепление знаний материала для изделия. Заполнение
и умений).
технологической карты. Подведение
итогов. Оценка деятельности учащихся
на уроке.
11,12 Черновая разметка
Словесно-иллюстративный рассказ с
заготовки по
элементами беседы. Черновая разметка
чертежу изделия
заготовки по чертежу изделия.
(изучение и
Сообщение теоретических сведений.
первичное
Припуск на обработку. Демонстрация
закрепление новых
приёмов разметки. Познавательнознаний).
информационная беседа. Технические
требования к выполнению данной
операции. Практическая работа.
Черновая разметка заготовки по чертежу
изделия. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
3,4
5,6

Построение
чертежей (изучение
и первичное
закрепление новых
знаний).

2,04
3,04

7,04

9,04

10,04

23

13,14 Чистовая разметка
15,16 детали. Строгание
заготовки (изучение
и первичное
закрепление новых
знаний).

Рассказ с элементами беседы. Чистовая
разметка детали. Технические
требования к выполнению данной
операции. Технология строгания
заготовок. Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Чистовая разметка
детали. Строгание заготовки.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
17,18 Отпиливание
Познавательно-информационная беседа.
припусков.
Инструменты для пиления древесины.
Обработка
Демонстрация приёмов отпиливания
торцовых
припусков. Рассказ с элементами беседы.
поверхностей
Обработка торцовых поверхностей
рашпилем или
рашпилем или шлифовальной шкуркой.
шлифовальной
Технические требования к выполнению
шкуркой (изучение и данной операции. Демонстрация
первичное
приёмов работы. Практическая работа.
закрепление новых
Обработка торцовых поверхностей
знаний).
рашпилем или шлифовальной шкуркой.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
19,
Шлифование
Познавательно-информационная беседа.
20
изделия. Отделка
Отделка изделия шлифованием.
изделия
Рассматривание изделий. Подбор
(закрепление знаний шлифовальной шкурки. Способы
и умений).
отделки изделия: окраска, выжигание,
роспись. Рассматривание образцов.
Выполнение задания. Выбор рисунка и
способы его перевода на деталь.
Демонстрация приёмов работы. Беседа
Правила безопасной работы.
Практическая работа. Подведение
итогов. Оценка деятельности учащихся
на уроке.

14,04
16,04

17,04

21,04

Соединение рейки с бруском
21,22 Врезка как способ
соединения деталей.
Стамеска. Правила
безопасной работы с
ней (изучение и
первичное
закрепление новых
знаний).

Словесно-иллюстративный рассказ с
элементами беседы. Способы
соединения деталей. Врезка как способ
соединения деталей. Рассматривание
образцов. Выполнение задания.
Рассматривание инструмента.
Демонстрация приёмов работы
стамеской. Беседа. Правила безопасной
работы стамеской. Практическая работа.
Выполнение задания. Подведение
итогов. Оценка деятельности учащихся
на уроке.

23,04

24

Удаление стамеской
подрезанного
материала (на
отходах материала).
Знакомство с
изделием (подставка
из реек для цветов)
(изучение и
первичное
закрепление новых
знаний).
25,26 Последовательность
изготовления
изделия. Строгание
брусков и реек по
чертежу
(закрепление знаний
и умений).

Рассказ с демонстрацией приёмов.
Запиливание бруска на определённую
глубину внутрь от линии разметки.
Удаление стамеской подрезанного
материала. Инструктаж по охране труда.
Анализ объекта труда. Познавательноинформационная беседа. Способ
соединения деталей в изделие.
Практическая работа. Выполнение
задания. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
Познавательно-информационная беседа.
Последовательность изготовления
изделия. Работа с предметнотехнологической картой. Практическая
работа. Заполнение технологической
карты. Демонстрация приёмов
строгания. Контроль заданных размеров.
Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Строгание брусков
и реек по чертежу. Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на уроке.
27,28 Одновременная
Познавательно-информационная беседа.
разметка на двух
Технология одновременной разметки
брусках.
пазов на двух брусках. Рассказ с
Выполнение пазов
элементами беседы. Технология
(изучение и
выполнения пазов на бруске.
первичное
Зависимость качества и прочности
закрепление новых
изделия от точности выполнения данной
знаний).
технологической операции.
Демонстрация приёмов работы.
Предупреждение неисправимого брака.
Инструктаж по охране труда.
Практическая работа. Выполнение пазов.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
29,30 Подгонка деталей
Познавательно-информационная беседа.
31,32 соединения. Сборка Технология подгонки деталей.
изделия. Оценка
Демонстрация приёмов работы.
качества готового
Инструктаж по охране труда.
изделия
Выполнение соединения деталей
(закрепление знаний врезкой. Рассматривание образцов.
и умений).
Применение клея. Практическая работа.
Подгонка деталей с помощью
напильника или стамески. Сборка
изделия. Оценка качества готового
изделия. Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся на уроке.
23,
24

24,04

28,04

30,04

5,05
7,05

Самостоятельная работа
25

33,34
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48

Практическая
работа (по выбору
учителя, в
зависимости от
уровня подготовки
учащихся)
(проверка, оценка
УН учащихся)

35,36 (проверка, оценка
УН учащихся)

Анализ объекта труда. Познавательноинформационная беседа.
Последовательность изготовления
изделия. Технические требования к
качеству выполняемых операций.
Практическая работа. Изготовление
изделия. Оценка деятельности учащихся
на уроке.
Промежуточная аттестация.
Изготовление изделия.
Изготовление изделия. Выставка работ.
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов. Оценка
деятельности учащихся.

12,05
15,05
19,05
21,05
22,05
26,05
28,05

14,05

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».