МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Управление образования Администрации Бейского района Республики Хакасия МБОУ "Бейская СОШИ им.Н.П. Князева " РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №1 от «21» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» от 22.08. 2023 г. № 102 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной хакасский язык» для обучающихся 1-4 классов с.Бея2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Родной (хакасский) язык» предназначена для обучающихся, владеющих родным (хакасским) языком. В содержании программы по родному (хакасскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке, система языка, орфография и пунктуация, развитие речи. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела программы по родному (хакасскому) языку обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения. Свободное владение хакасским языком обучающимися даёт возможность выбирать нужные языковые средства, что определяет выражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение родного (хакасского) языка обладает большим потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления хакасской культуры, пониманием связи языка и мировоззрения хакасского народа. Изучение родного (хакасского) языка направлено на достижение следующих целей: -осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к родному (хакасскому) языку как государственному языку Республики Хакасия; -проявление сознательного отношения к родному (хакасскому) языкукак к общенародной ценности хакасского этноса, форме выражения и хранения духовного богатства коренного народа Республики Хакасия, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; -осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; -овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного литературного хакасского языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; -овладение первоначальными научными представлениями о системе хакасского языка (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис), об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; -использование в речевой деятельности норм современного хакасского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; -развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию. Главной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения хакасскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию хакасской речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре хакасского языка, способствовать усвоению норм литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм хакасского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение на родном (хакасском) языке». Общее число часов для изучения родного (хакасского) языка, по данной программе составляет 372 часа: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Содержание обучения в 1 классе Начальным этапом изучения предметной области «Родной (хакасский) язык и литературное чтение на родном (хакасском) языке» является учебный курс «Обучение хакасской грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Продолжительность учебного курса «Обучение хакасской грамоте» определяется темпом обучаемости обучающихся, их индивидуальными особенностями и может составлять до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель. Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Лексические единицы, связанные с особенностями мировосприятия и отношений первоклассника со сверстниками, взрослыми и природой. Понимание текста при его прослушивании и самостоятельном чтении вслух. Слово и предложение. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материаладля анализа. Наблюдение над значением слова. Схема слова и предложения. Фонетика. Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работасо звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, соблюдение закона сингармонизма хакасского языка, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, кратких и долгих гласных, различение согласных фонемы гласных и согласных в хакасском языке. Слогкак минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип хакасской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков глухости-звонкости согласных. Фонемы, долгота и краткость гласных. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа (хол, хоол). Последовательность букв в хакасском алфавите. Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствиисо знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстови стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым,аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных), перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце предложения. Систематический курс. Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения. Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Мягкие и твёрдые гласные и их различение. Глухие и звонкие согласные, их различение. Долгиеи краткие гласны, их различение. Мягкий знак [ь] смягчение согласныхв заимствованных словах. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].Звуки [в], [ф], [ж], [ш], [ц], [щ] заимствованных словах. Слог. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика. Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами ӧ, ӱ, i, е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа (стол, конь, салаа, ӧӧре). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Хакасский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный – непарный, глухой – звонкий. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков. Лексика. Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Синтаксис. Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; Перенос слова (без учёта морфемного членения слова); Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительныйи восклицательный знаки. Алгоритмы списывания текста. Развитие речи. Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения, цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов на основе наблюдений. Использование в речи лексических единиц с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Хакасия. Тематическое планирование 1 класс № Название темы Кол- во часов Контрольные работы п/п 1 Добукварный период 2 2 Букварный период 23 3. Систематический курс хакасского языка: орфография и пунктуация, лексика, синтаксис, развитие речи. 8 1 Всего 33 1 Содержание обучения во 2 классе Общие сведения о языке. Язык как основное средство и явление национальной культуры хакасского народа. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства Республики Хакасия, России и мира. Методы: наблюдение и анализ. Фонетика и графика. Звуки и буквы, их различение. Гласные и согласные звуки, их различие. Долгие гласные звуки в хакасском языке. Твёрдые и мягкие гласные звуки в хакасском языке. Закон сингармонизма гласных (без названия закона). Слогообразующая роль гласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Удвоенные согласные. Алфавит. Прописная буква в собственных именах,отчествах, фамилиях. Прописная буква в кличках животных, птиц. Прописная буква в названиях стран, республик, городов, сёл, рек, озёр, морей и другие. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных) слогов в слове (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарём. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков. Правильность произношения словс долгими и краткими гласными, типа ас – аас, хос – хоос. Интонационное ударение в слове и предложении. Лексика. Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Использование толкового словаря хакасского языка. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика). Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Агглютинативный закон хакасского языка (простые случаи знакомствобез названия закона). Словообразовательные окончания (аффиксы) слова. Морфология. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы «кем?» («кто?»), «ниме?» («что?»). Собственные и нарицательные, единственное и множественное число существительных. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы «ниме идерге?» («что делать?»), «ниме итче?» («что делает?»), «ниме итчелер?» («что делают?») употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы. Слова, отвечающие на вопросы «хайдағ?» («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»). Синтаксис. Порядок слов в предложении связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Устная и письменная речь. Предложение. Орфография и пунктуация. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных, географических названиях), знаки препинания в конце предложения, перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: краткие и долгие гласные, сдвоенные согласные, я, э в начале слова, ь и ъ знаки в заимствованных словах, прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия. Развитие речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникационной задачи (для ответана заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение этикета и орфоэпических норм и в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при парной или групповой работе. Составление устного рассказа по репродукции картин разных художников, в том числе Республики Хакасия. Составление устного рассказа с использованием личных наблюдений и вопросов. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений в тексте, выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректировка текста с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление, поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 20–25 слов с использованием вопросов. Тематическое планирование (2 класс) Кол-во часов № Наименование разделов и тем программы п/п Всего Контрольные работы 1 Предложение. Текст. 11 ч. 2 3 4 5 6 7 8 Алфавит. Звуки и буквы. Состав слова. Собственные имена. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Повторение. Всего 31 ч. 6 ч. 13 ч 8 ч. 16 ч. 11 ч. 6 ч. 102 ч. 2 1 1 4 Содержание обучения в 3 классе Сведения о хакасском языке. Хакасский язык государственный язык Республики Хакасия, родной язык хакасского народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, минипроект. Фонетика и графика. Звуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твёрдый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм). Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам типа: (пала, маймах). Буква я и её место в слове. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Лексика. Повторение лексического значения слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика). Понятие о составе слова: корень слова, окончание (аффикс), однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделение в словах корня (простые случаи), Словообразовательные окончания (аффиксы) слова (повторение). Образование имён существительных при помощи аффиксов (чы, чi, ҷы, ҷi).Образование имён прилагательных при помощи аффиксов (лығ, лiг, нығ, нiг, тығ, тiг).Образование глагола при помощи аффиксов (ла, ле, на, не, та, те). Морфология. Имя существительное: общее значение, вопросы «кем?» («кто?») и «ниме?» («что?»), употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Понятие о склонении имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы («хайдағ?», «хайдағдыр?»), употребление прилагательных в речи. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер. Местоимение: (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Склонение местоимений (общее представление). Глагол: общее значение, вопросы («ниме итче?», «ниме идер?», «ниме иткен?»), употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущееи прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по времени, числам. Синтаксис и пунктуация. Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Наблюдение за однородными членами предложения. Орфография и пунктуация. Орфографическая зоркость как основа осознания места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: слова с гласными Ӱ, e, долгие гласные в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, парные (удвоенные) согласные, деление слов с удвоенными согласными на слоги, слова с согласными ғ, ҷ, ң в конце слова, имена существительных во множественном числе и заимствованных словах, прилагательные, образованные при помощи аффиксов (-лығ, -лiг, -нығ, -нiг, -тығ, -тiг), аффиксы времён глаголов, знаки препинания при однородных членах предложения. Развитие речи. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парной и групповой работы. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во втором классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, с помощью союза паза. Ключевые слова в тексте. Определение типа текстов (повествование, описание, рассуждение) создание собственных текстов заданного типа. Жанр, письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения Ситуация общения лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношениймежду людьми, например, друг – недруг, роль семьи в жизни человека. Пословицы, поговорки, в которых отражены особенности мировосприятия и отношениймежду людьми. Тематическое планирование 3 класс № Кол-во часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Повторение пройденного материала Виды предложений Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы Состав слова Части речи. Введение в тему Имя существительное Глагол Местоимение Имя прилагательное Повторение Всего 5ч 11 ч. 19ч 11ч 9ч 2ч 11ч 17ч 4ч 7ч 6ч 34ч 1 1 1 1 4ч Содержание обучения в 4 классе Сведения о хакасском языке Хакасский язык как средство общения коренного этноса Республики Хакасия. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Фонетика, графика, орфоэпия Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Заимствованные слова. Наблюдение в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика). Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня (повторение изученного). Основа слова Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Сложные слова (простые случаи). Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Использование орфографического словаря. Фонетический анализ слова. Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Изменение существительных по числам (повторение пройденного). Склонение имён существительных. Употребление имён существительных с послелогами (ӱчӱн, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, ӱстӱнде, читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында). Морфологический анализ имён существительных Имя прилагательное.Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные прилагательные. Прилагательные, образованные при помощи аффиксов лығ (лiг), нығ ( нiг), тығ ( тiг). Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3 лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, будущеми прошедшем времени. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголовпо лицам и числам. Морфологический анализ глагола. Наречие (общее представление). Имя числительное. Значение, вопросы («нинҷе?», «нинҷенҷi?»), употребление их в речи. Количественные и порядковые числительные. Послелоги. Значение, употребление в речи. Частица. Значение, употребление в речи. Синтаксис и пунктуация Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов), распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Простое и сложное предложение (ознакомление). Знаки препинанияв предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Интонация перечисления в предложенияхс однородными членами. Орфография Повторение правил правописания, изученных в 1–4 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, контроль и самоконтроль при проверке собственныхи предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря хакасского языка для определения (уточнения) написания слов. Основные правила хакасской орфографии и их применение. Правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (лығ, лiг, нығ, нiг, тығ, тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала – палаа, кiзi – кiзее, сан – санны, мӱн – мӱннi и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени. Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог, монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста). Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в текстах информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. Включение текстов с лексическими единицами с национально-культурной семантикой, связанные: с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии. Тематическое планирование (4 класс) № Кол-во часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Повторение. Ссостав слова Простые и сложные предложения Сложные слова. Имя существительное. Местоимение Глагол. Имя прилагательное. Числительное. Наречие. Всего 3 ч. 2 ч. 8 ч. 6 ч. 15 ч. 5ч 15 ч. 7 ч. 4 ч. 3 ч. 68 ч. 1 1 1 1 4 Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне начального общего образования В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (хакасского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (хакасского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (хакасского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (хакасского) языка). В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (хакасского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информациив Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевыхи орфографических ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: различать слово и предложение; выделять слова из предложений; выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки, в том числе согласный звук [й*] гласный звук [и]; различать долгие и краткие гласные звуки; различать согласные звуки: звонкие и глухие (вне слова и в слове); обозначать при письме твёрдость гласных звуков буквами а, о, у, ы, э; обозначать при письме мягкость гласных звуков буквами ӧ, e, i, е, ё, ю, я, и; использовать мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука, в конце заимствованного слова; воспринимать слова как объект изучения, материал для анализа; устанавливать последовательность звуков в слове и количества звуков; использовать звуковой моделью слова с помощью учителя; устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова типа (сур, суу); правильно называть буквы хакасского алфавита; упорядочивать небольшой список слов, используя знания хакасского алфавита; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы соединения букв, слова; применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, определять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в имени собственных (имена, фамилии людей, клички животных); переносить слово по слогам (простые случаи: слова типа «согласный» и «гласный»); правильно по алгоритму списывать текст (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты с объёмом не более 20 слов; писать под диктовку слова и предложения из 3–5 слов, тексты с объёмомне более 15 слов, написание которых не расходится с произношением; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать прослушанный текст; читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; составлять предложения из набора форм слов; устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам, на основе наблюдений, с использованием лексических единиц с национально-культурной семантикой, связанных с учёбой, отдыхом детей, с особенностями этнокультурных традиций народов, проживающих в Республике Хакасия; выделять предложения из устной речи; восстанавливать деформированное предложение, составлять предложение из набора форм слов; разрабатывать и реализовывать простые мини-проекты с помощью взрослых. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать гласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); применять закон сингармонизма и слогообразующей роли гласных; делить слово на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; применять правила по написанию прописных букв в начале предложения, именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; использовать ь и ъ знаки в заимствованных словах; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, пониматьих значения и уточнять значение по учебным словарям; распознавать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?»), «ниме?» («что?»); определять собственные и нарицательные имена существительных; определять единственное и множественное число имён существительных; распознавать слова, отвечающие на вопросы «ниме идерге?» («что делать?»), «нимеитсаларға?» («что сделать?»); распознавать слова, отвечающие на вопросы «хайдағ?» («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»); определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить места возможного возникновения орфографической задачи; пользоваться орфографическим словарём для определения (уточнения) написания слова; осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов; использовать правила правописания: кратких и долгих гласных, сдвоенных согласных, я, э в начале слова; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникационной задачи; вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманиеи другие); соблюдать этикет и орфоэпические нормы и в ситуациях учебного и бытового общения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при парной или групповой работе; составлять устный рассказ по репродукциям картин разных художников, в том числе Республики Хакасия; составлять устный рассказ с использованием личных наблюдений и вопросов; определять признаки, типы текста; правильно оформлять предложения при письме; конструировать предложения по схеме; писать поздравление и оформлять поздравительную открытку; формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации; писать подробное изложение повествовательного текста с использованием вопросов; вести диалог и составлять текст (4–5 предложений) с использованием лексических тем по топонимике Республики Хакасия и России (населённые пункты, реки, озёра, праздники и другие). Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: характеризовать хакасский язык как государственный язык Республики Хакасия и как родной язык хакасского народа; пользоваться методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, составлять и реализовывать мини-проект; различатьзвуки хакасского языка: гласный (согласный), удвоенный, гласный твёрдый (мягкий), краткий (долгий), губные, гармония гласных (сингармонизм), осуществлять деление слов на слоги, перенос слов по слогам типа: (па ла, май мах), характеризовать букву я и её место в слове; проводить фонетический разбор слова; соблюдать нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка; определять прямое и переносное значение слова (ознакомление), устаревшие слова (ознакомление); определять состав слова, выделять корень слова, окончание (аффикс), определять однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов, выделять в словах корень (простые случаи), выделять словообразовательные окончания (аффиксы) слова, определять образование имён существительных при помощи аффиксов (чы, чi, ҷы, ҷi), образование имён прилагательных при помощи аффиксов (лығ, лiг, нығ, нiг, тығ, тiг) и образование глагола при помощи аффиксов (ла, ле, на, не, та, те); определять имя существительное, различать существительное единственного и множественного числа, одушевлённые и неодушевлённые, определять склонение имён существительных; определять имя прилагательное, различать производные и непроизводные прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер; определять местоимение, определять склонение местоимений (общее представление); определять глагол, определять неопределённую форму глагола, различать изменение глагола по времени, числам; определять предложение, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без деления на виды), распознавать однородные члены предложения; осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, использовать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале); пользоваться орфографическим словарём для определения (уточнения) написания слова; пользоваться правилами правописания и их применением в словах с гласными ӱ, e, долгих гласных в начале и в конце слова, в односложных и звукоподражательных словах, слова с согласными ғ, ҷ, ң в конце слова, с парными (удвоенными) согласными, делить слова на слоги с удвоенными согласными; определять имя существительное во множественном числе и заимствованные имена существительные; определять образование прилагательных при помощи аффиксов (-лығ, -лiг, -нығ, -нiг, -тығ, -тiг); определять аффиксы времени глагола; использовать знаки препинания при однородных членах предложения; применять нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие, соблюдать орфоэпические нормы в ситуациях учебного и бытового общения; формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к общему решению при проведении парнойи групповой работы; составлять план текста, писать текст по заданному плану, использоватьв тексте личные местоимения, синонимы, союз паза, определять ключевые словав тексте, определять типы текста (повествование, описание, рассуждение) создавать собственный текст заданного типа, определять жанр письма, объявления, писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану; пользоваться изучающим чтением, знать функции ознакомительного чтения, ситуации применения; осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию; использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; вести диалог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми в обществе, семье. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: применять нормы произношения звуков и сочетаний звуков хакасского языка; осуществлять звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму); использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова (простые случаи) и фразеологизмы (простые случаи); определять состав слова, выявлять состав изменяемых слов, выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами аффиксов, корня, определять основу слова, однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, сложные слова (простые случаи),составлять новые слова (однокоренные) с помощью аффиксов, определять значение аффиксов, их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности; пользоваться орфографическим словарём; проводить фонетический анализ слова; определять самостоятельные и служебные части речи; определять имя существительное, определять существительные по числам, определять склонение имён существительных, использовать имена существительных с послелогами (ӱчӱн, чiли) и послеложными словами (хыринда, хазында, ӱстӱнде, читiре, кизiре, азыра, алтында, пазында) и правильно их писать; определять частицу и употреблять их в речи, проводить морфологический анализ имён существительных; определять имя прилагательное,признаки имени прилагательного, отличать производные и непроизводные прилагательные, прилагательные, образованные при помощи аффиксов лығ (лiг), нығ ( нiг), тығ ( тiг); определять местоимение, различать личные местоимения по лицам, числам, склонять личные местоимения; определять глаголы по лицам и числам во времени, выделять неопределённую форму глагола, проводить морфологический анализ глагола; определять наречие и употреблять их в речи; определять числительное и употреблять их в речи, отличать количественныеи порядковые числительные; определять частицы и употреблять их в речи; отличать слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение; распознавать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, отличать распространённые или нераспространённые предложения, распознавать простое или сложное предложение, пользоваться знаками препинания в предложениях с однородными членами, различать и употреблять в речи простые и сложные предложения, использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами; осознавать места возможного возникновения орфографической ошибки, различать способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов; пользоваться орфографическим словарём хакасского языка для определения (уточнения) написания слов; применять основные правила хакасской орфографии, соблюдать правописание: гласных и согласных букв, долгих и кратких гласных, удвоенных согласных в словах разных частей речи, йотированных гласных е, ё, ю, я в хакасских словах, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, прилагательных, образованных при помощи аффиксов (лығ, лiг, нығ, нiг, тығ, тiг), сложных слов в хакасском языке, существительных с аффиксами падежей типа (пала – палаа, кiзi – кiзее, сан – санны, мӱн – мӱннi и другие), глаголов, образованных при помощи аффиксов времени; корректировать тексты (заданные и собственные) с учётом точности правильности, богатства и выразительности письменной речи; писать изложение; осуществлять поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстах информацию; использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; вести диалог и монолог по темам связанным с особенностями мировосприятия и отношений между людьми и природой, с обучением и отдыхом, с трудом человека, о ведении здорового образа жизни, о безопасной жизнедеятельности, о красоте живой природы Хакасии.