Аннотация
к программе учебного предмета «Родной (русский) язык»
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») для 1-4 классов является частью Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П.
Князева».
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования
(далее – ФОП НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (русский) язык»
Программа по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по родному (русскому) языку разработана для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы начального общего образования. Программа по
родному (русскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому
работнику в создании рабочей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык».
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных ФГОС НОО для предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке». Программа по родному (русскому) языку ориентирована на
сопровождениеучебного предмета «Русский язык», входящего в предметную область «Русский
язык и литературное чтение».
Целями изучения родного (русского) языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций
своего народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России,
овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете, овладение выразительными средствами русского языка;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В соответствии с ФГОС НОО родной (русский) язык входит в предметную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», представленное в программе по
родному (русскому) языку, соответствует ФГОС НОО.
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по
родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Основные содержательные линии программы по родному (русскому) языку соотносятся с
основными содержательными линиями учебного предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
Задачами изучения родного (русского) языка являются:
совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических фактов развития
языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и другие), включение обучающихся в
практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе по родному (русскому) языку выделяются три блока.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике
русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов
России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи:
практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного),
развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся
(умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении), расширением практики
применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока
является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, – 203 часа: в
1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Программу составили: учителя начальных
классов
Филиала МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева «Большемонокская ООШ»