Аннотация к программе учебного предмета «Родной (русский) язык» Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») для 1-4 классов является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева». Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (русский) язык» Программа по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по родному (русскому) языку разработана для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования. Программа по родному (русскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому работнику в создании рабочей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык». Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных ФГОС НОО для предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа по родному (русскому) языку ориентирована на сопровождениеучебного предмета «Русский язык», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Целями изучения родного (русского) языка являются: осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения; овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете, овладение выразительными средствами русского языка; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В соответствии с ФГОС НОО родной (русский) язык входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», представленное в программе по родному (русскому) языку, соответствует ФГОС НОО. Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность. Основные содержательные линии программы по родному (русскому) языку соотносятся с основными содержательными линиями учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Задачами изучения родного (русского) языка являются: совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и другие), включение обучающихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе по родному (русскому) языку выделяются три блока. Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного), развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в речевом общении), расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, – 203 часа: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Программу составили: учителя начальных классов Филиала МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева «Большемонокская ООШ»