Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат имени Н.П. Князева»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бейская СОШИ
им. Н.П. Князева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4
классов является частью Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» и состоит из следующих разделов:











1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России
и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция»,
«мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим
началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования
личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими
ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора
учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему
межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социальнополитического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения
учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный
процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных
возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных
культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех
модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и
другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их
родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.







Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры
как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни..
Общая характеристика учебного предмета
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее
развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными
нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической
роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание
и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и
жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики
убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много
полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном
транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет
основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится
стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его
особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым
курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной
школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в
детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о
социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и
прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать
стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется
положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к
духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной
жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и
самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между
теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания

курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях
сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания,
ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам
Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,
аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции,
рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям,
родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных
представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи
и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики
знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях,
семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на
тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету
«Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться
к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях
в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного
и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка,
его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд
школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям
иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется
развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры,
ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс
этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной
компетентности, социокультурной идентичности.
Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость,
консолидацию, целостность нашего общества и государства, необходимо воспитывать
патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в
армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы:
«Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует
остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории
ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование
гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного
общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским
языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни-тельных текстах, так в вопросах и
заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих
людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии,
распространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами, узнают
подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Место учебного предмета курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в учебном плане:
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных
представителей). По результатам анкетирования с согласия и по выбору родителей (законных
представителей) четвероклассников был выбран модуль «Основы светской этики».
Особенности модуля:
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса,
обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить
общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует
научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и
призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные
представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников,
воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В
процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и
упорядочить уже имеющиеся у них.
Учебный курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики». в 4 классе рассчитан на 34 часа. (1
час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур
и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной,
культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют
особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее
отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы
вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное
образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается
слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и
представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам,
буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать
первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма,
нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи,
государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей,
таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций,
необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для
свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает
добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в
чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук
и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и
деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные
сообщества,
традиционные
российские
религиозные
объединения
(христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские,
буддистские), мировое сообщество.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие
и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания
воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство и литература

Природа

Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой
нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих
ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание
детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить
единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность,
культурный и социальный динамизм. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям
не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной
унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге
различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и
поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные
проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа
развития нашей страны.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» в 4 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно
быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли
в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее
развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными
нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической
роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание
и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и
жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики
убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много
полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном
транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет
основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится
стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его
особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым
курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной
школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно
ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают
знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах

поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне»
легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать
стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется
положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к
духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной
жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и
самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между
теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания
курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях
сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания,
ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам
Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,
аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции,
рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям,
родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных
представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи
и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики
знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях,
семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на
тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету
«Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно
относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих
поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда
умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда
подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной
труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям
иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется
развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры,
ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс
этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной
компетентности, социокультурной идентичности.
Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость,
консолидацию, целостность нашего общества и государства, необходимо воспитывать
патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в
армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы:
«Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует
остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории
ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование
гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного
общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским
языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни-тельных текстах, так в вопросах и
заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям
верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о

религии, распространенной на той территории города и области. Они знакомятся с обрядами,
узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур
и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной,
культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют
особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее
отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы
вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное
образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается
слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и
представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам,
буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать
первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма,
нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи,
государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей,
таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций,
необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для
свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает
добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в
чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук
и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и
деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные
сообщества,
традиционные
российские
религиозные
объединения
(христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские,
буддистские), мировое сообщество.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие
и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания
воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство и литература

Природа

Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой

нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих
ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание
детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить
единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность,
культурный и социальный динамизм. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям
не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной
унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге
различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и
поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные
проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа
развития нашей страны.
3. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый
комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой
объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный
компонент.
3.Содержание курса (34 часа)
Введение Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1 Этика общения 4ч.
Добрым жить на свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Раздел 2 Этикет 4 ч.
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи. НРК: речевые устои старинного семейского говора
Раздел 3 Этика человеческих отношений 4ч.
В развитие добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. НРК: Моя малая Родина
Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4 Этика отношений в коллективе 4.ч
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины 4ч.
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим. НРК: участие сибиряков в Вов
Душа обязана трудиться 4.ч.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер 4ч.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
Судьба и Родина едины4ч.
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к тебе.
4. Тематическое планирование
4класс
Тема урока
Этика – наука о нравственной жизни человека
Добрым жить на свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
В развитие добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Слово, обращённое к тебе.
Собеседование

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение пройденного
Итого

1
34ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».