Рабочая программа по физике 7-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат имени Н.П. Князева»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "Бейская
СОШИ им. Н.П. Князева"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для 7-9 классов

Рабочая программа по физике для 7-9 классов является частью Основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ "Бейская СОШИ им. Н.П. Князева" и
состоит из следующих разделов:
1) Пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о
физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических
задач
и
выполнении
экспериментальных
исследований
с
использованием
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
развивать мышление учащихся, формировать у них умения самостоятельно
приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладевать школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях,
законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о
широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усваивать школьниками идеи единства строения материи и неисчерпаемости
процесса ее познания, понимать роль практики в познании физических явлений и законов;
формировать познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие
способности, осознанные мотивы учения
Место предмета «Физика» в учебном плане:
в соответствии с учебным планом МБОУ « Бейская средняя школа им. Н.П. Князева»
рабочая программа реализуется по 2 часа в неделю с 7 по 8 класс, по 3 часа в неделю в 9
классе.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
В 7 КЛАССЕ
Личностными результатами обучения физике в 7 –м классе являются:
− Сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
− Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
− Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
− Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
− Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
− Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 7 –м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
− Проговаривать последовательность действий на уроке.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений(учебных успехов)
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические
рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения

уроков).

Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:
• понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
• умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины:
расстояние, промежуток времени;
• владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления
прибора и погрешности измерения;
• понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на
технический и социальный прогресс;
• понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
• владение экспериментальными методами исследования при определении размеров
малых тел;
• понимание причин броуновского движения, смачивания и не смачивания тел; различия
в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
• умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в
кратные и дольные единицы;
• понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение,
равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
• умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения
качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в
одну и в противоположные стороны;
• владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного
пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы
тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального
давления;
• понимание смысла основных физических законов: закон Гука;
• владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней
скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы
упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с
условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела,
скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и
весом тела;
• понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной
жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
быту, охране окружающей среды;

• понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление,
давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение
уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю,
способы уменьшения и увеличения давления; • умение измерять: атмосферное давление,
давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
• владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда
от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы
тяжести и силы Архимеда; • понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
• понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса,
гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и
способов обеспечения безопасности при их использовании;
• владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление
жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на
основании использования законов физики;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
• понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение
одного вида механической энергии другой;
• умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы.
КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
• владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения
сил и плеч, для равновесия рычага;
• понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми
человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
• владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы,
мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и
потенциальной энергии;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
В 8 КЛАССЕ
Личностными результатами обучения физике в 8 –м классе являются:
− Сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
− Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
− Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
− Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
− Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
− Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 8 –м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
− Проговаривать последовательность действий на уроке.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений(учебных успехов)
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические
рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения

уроков).

Предметными результатами изучения курса физики 8 класса являются умения:
− формировать представления о закономерной связи и познания явлений природы, об
объективности и познании явлений природы, об объективности научного знания; о
системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и
технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи
и фундаментальных законов физики;

− формировать

представления о физической сущности явлений природы (механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении
как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой
физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
− приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с
использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать
неизбежность погрешностей любых измерений;
− понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины
техногенными экологических катастроф;
− осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
− овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
− развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
− формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и
механизмов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 9 КЛАССЕ
Личностные результаты:
· сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
· самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
· готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
· мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;
· формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
· понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и

экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
· формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
· развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
· формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
· понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное
движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение
по окружности с постоянной по модулю скоростью;
· знание и способность давать определения/описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета;
физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного
движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном
движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении
тела по окружности, импульс;
· понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного
тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять
их на практике;
· умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе
перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение
объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
· умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном
движении по окружности;
· понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания
математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой),
механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
· знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания,
колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания,
звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и
частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, громкость
звука, скорость звука; физических моделей: математический маятник;
· владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и
частоты колебаний маятника от длины его нити;
· понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы:
электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света,
поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров
испускания и поглощения;

·

·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·

знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное
поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле,
магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле,
электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет;
физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и
амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления
света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств:
электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор,
колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели
строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная
модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана;
физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества,
эквивалентная доза, период полураспада;
умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических
устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера,
ядерный реактор на медленных нейтронах;
умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения
массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило
смещения;
владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения
зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана
окружающей среды, техника безопасности и др.);
представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной
системы;
знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их
массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в
недрах планет);
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э.
Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели
нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом;
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о
материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение
длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (4 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения
газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы
сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (23ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория.
Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного
движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы
тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила
упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение
силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление
инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема
твердого тела. Измерение плотности твердого тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы
нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометранероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы
и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного
давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в
жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (16 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение
одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и
энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по
наклонной плоскости.
8класс
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений
о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины.
Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (4 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения
газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих
моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы
сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (23ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория.
Путь.
Прямолинейное
равномерное
движение.
Скорость
равномерного
прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела.
Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения
массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих
по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр.
Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между
силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции.
Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема
твердого тела. Измерение плотности твердого тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы
нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометранероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и
площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного
давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон
Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в
жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (16 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая
энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по
наклонной плоскости.
9класс
Законы взаимодействия и движения тел (32 час)
Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная
точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость — векторная величина. Модуль
вектора
скорости.
Равномерное
прямолинейное
движение.
Относительность
механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени
движения. Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение.
Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного
движения от времени движения. Движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения. Инерция.
Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса —
скалярная величина. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.
Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила
тяжести. Расчет первой космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела,
движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.
Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты
Значение работ К. Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении
космического пространства.
Демонстрации.
Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Стробоскоп.
Спидометр. Сложение перемещений. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке
Ньютона). Определение ускорения при свободном падении. Направление скорости при

движении по окружности. Проявление инерции. Сравнение масс. Измерение сил. Второй
закон Ньютона. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу. Третий
закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Модель ракеты.
Лабораторная работа.
Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации.

Механические колебания и волны. Звук (15 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.
Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр
и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Демонстрации.
Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Зависимость периода колебаний
груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. Вынужденные колебания.
Резонанс маятников. Применение маятника в часах. Распространение поперечных и
продольных волн. Колеблющиеся тела как источник звука. Зависимость громкости звука
от амплитуды колебаний. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Лабораторная работа.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника
от длины его нити.
Электромагнитное поле (23 часа)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Передача электрической энергии на
расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скорость
распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на
живые организмы. Электромагнитная природа света.
Принципы радиосвязи и
телевидения. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.
Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение
линейчатых спектров.
Демонстрации.
Обнаружение магнитного поля проводника с током. Расположение магнитных стрелок
вокруг прямого проводника с током. Усиление магнитного поля катушки с током
введением в нее железного сердечника. Применение электромагнитов. Движение прямого
проводника и рамки с током в магнитном поле. Устройство и действие электрического
двигателя постоянного тока. Модель генератора переменного тока. Взаимодействие
постоянных магнитов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (18 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы
исследования частиц.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.
Изотопы. Правила смещения для альфа - и бета-распада
Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика.
Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада.
Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Лабораторные работы.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной
системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.
Повторение (9 часов)

4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
Наименование темы
7 класс
1. Физика и её роль в познании окружающего мира
2. Первоначальные сведения о строении вещества
3. Движение и взаимодействие тел
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
5. Работа и мощность. Энергия
Итого

Количество
часов
всего
4
4
23
21
16
68

8 класс
1. Тепловые явления
2. Электрические явления
3. Электромагнитные явления
4. Световые явления
Итого

22
28
5
13
68

9 класс
1. Законы взаимодействия и движения тел
2. Механические колебания и волны. Звук
3. Электромагнитное поле
4. Строение атома и атомного ядра
5. Строение и эволюция Вселенной
6. Повторение
Итого

32
15
23
16
5
9
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».