Рабочая программа по родному языку _русскому_ 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат имени Н.П. Князева»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Бейская СОШИ им. Н.П. Князева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
для 5-9 классов

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5-9 классов является частью
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская
СОШИ им. Н.П. Князева» и состоит из следующих разделов:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Цели
•
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
•
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» на изучение родного
языка (русского) отводиться 85 часов, по 0,5 часа в неделю в 5-9 классов

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные результаты
•
формировать ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;
•
приобщать к литературному наследию своего народа;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
•
осознавать исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
•
обогащать активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
получать знания о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов
и жанров.

•

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать
собственные
проблемы
и определять
главную
проблему;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения
учебных и познавательных задач;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные
затруднения
при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения.
• определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль
своей деятельности
в рамках предложенных
условий и
требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений
ситуации
для получения
запланированных
характеристик результата;
• определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые
результаты
индивидуальной

•

образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачиили
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
• идентифицировать
собственные
проблемы
и определять
главную
проблему;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные УУД:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие егопризнаки
и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяяпри
этом общие признаки;
• излагать полученную информацию;
• подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• определять идею текста;

преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные
работы.
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие егопризнаки
и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;

•
•
•

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяяпри
этом общие признаки;
• излагать полученную информацию;
• подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• определять идею текста;
Коммуникативные УУД:
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать вего
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы илисодержания
диалога.
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план

•

собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать
письменные
оригинальные
тексты
с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные и невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные под руководством учителя;
• делать
оценочный
вывод
о
достижении
цели
коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модельдля
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные
ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

•

• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьмив
процессе речевого общения,
• совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем;
• овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального
межличностного
и
межкультурного общения.
Предметные результаты
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
• осознавать роль русского родного
• систематизировать
научные
языка в жизни общества и государства, в знания о родном языке; осознавать
современном мире;
взаимосвязь его уровней и единиц; освоение
• осознавать
национальное базовых понятий лингвистики, основных
своеобразие,
богатство, единиц и грамматических категорий
выразительность
русского
родного родного языка;
языка;
• использовать
активный
и
потенциальный
словарный
запас,
• взаимодействовать
с
окружающими людьми в ситуациях использовать в речи грамматические
формального
и
неформального средства для свободного выражения мыслей
межличностного
и
межкультурного и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
общения;
• нести ответственность за языковую
• понимать определяющую роль
культуру
как общечеловеческую
языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в ценность;
процессе
образования
и
• анализировать и оценивать с точки
самообразования;
зрения норм современного русского
• использовать
коммуникативно- литературного языка чужую и собственную
речи; корректировать речь
эстетические возможности родного

языка;
проводить
различные
виды
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста;
• использовать в речевой практике
при создании устных и письменных
высказываний
стилистические
ресурсы лексики и фразеологии родного
языка, основныенормы родного
языка(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы речевого этикета и стремиться к
речевому самосовершенствованию;
• осознавать
коммуникативноэстетические
возможности
родного
языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
• соблюдать на письме и в устной
речи нормы современного русского
литературного языка и правил речевого
этикета;
• использовать словари, в том числе
мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной
статьи: толковых словарей, словарей
устаревших слов, словарей иностранных
слов, фразеологических
словарей,
этимологических
фразеологических
словарей,
словарей
пословиц
и
поговорок, крылатых слов и выражений;
учебных
этимологических
словарей;
словарей
синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор
и сравнений.
• использовать при общении в
электронной среде этики и русского
речевого этикета;
• использовать различные виды
слушания (детальное выборочное‚

•

с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
• аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров,
создавать
развернутые
высказывания
аналитического и интерпретирующего
характера,участвовать в
обсуждении
прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое
чтение;
• употреблять
слова
с
учётом
стилистических
вариантов
орфоэпической нормы;
• использовать в общении этикетные
речевые тактики и приёмы‚ помогающие
противостоять речевойагрессии;
• создавать текст как результата
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформление реферата в
письменной форме и представление его в
устной форме;
• производить комплексный анализ и
создание текстов публицистических жанров
(девиз,
слоган,
путевые
записки,
проблемный очерк; тексты рекламных
объявлений);
• оценивать устные и письменные
речевые высказывания с точки зрения их
эффективности,
понимания
основных
причин
коммуникативных
неудач
и
объяснение их; оценивание собственной и
чужой речи с точки зрения точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления;
• редактировать
собственные
тексты с целью совершенствования их
содержания и формы.

ознакомительное,
критическое‚
интерактивное) монологической речи,
учебно-научных,
художественных,
публицистических текстов различных
функционально-смысловых типовречи;
• владеть
различными
видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных,
публицистических
текстов
различных
функциональносмысловых типов речи;
• дифференцировать
и
интегрировать
информацию
прочитанного и прослушанного текста:
отделять
главные
факты
от
второстепенных;
классифицировать
фактический
материал
по
определённому
признаку;
выделять
наиболее
существенные
факты;
устанавливать логическую связь между
выявленными фактами;
• соотносить части прочитанного и
прослушанного
текста:
устанавливать
причинноследственные отношения, логические
связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения;
определять начало и конец темы;
выявлять логический план текста;
• создавать устные и письменные
тексты
аргументативного
типа
(рассуждение,
доказательство,
объяснение)
с
использованием
различных
способов
аргументации,
опровержения
доводов
оппонента
(критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации); оценка причин
неэффективной аргументации в учебнонаучном общении.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ )»
5 КЛАСС
Язык и культура
Язык и человек. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного
языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное
отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного
человека. Русский язык – язык русской художественнойлитературы.
Стиль речи как языковой стиль определенной речевой сферы. Разговорный, научный,
официально-деловой стиль. Особенности употребления.
Знакомство с понятиями текст, тема текста, основная мысль текста.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,
народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения
(символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические
эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь,
веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья
Муромец, Василиса Прекрасная, Иван- Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских
народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной
литературе.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (битый
небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни
пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого
общения.
Культура речи .
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки
— рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь –микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы
(книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи

(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный —
международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь,
шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить –
говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе,
колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка,
диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род
аббревиатур.
Нормативные
и
ненормативные
формы
употребления
имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –
а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –
корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники
транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора,
тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений
собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство
речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится
текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование
как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. План ответа на уроке, план
текста. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ.
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) ». 6 КЛАСС
Язык и культура
Язык. Речь. Общение. Краткая история русского литературного языка. Роль
церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Язык, как
показатель личных качеств человека, который пользуется языком народа. Язык
- система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и
грамматическим строем и служащая средством общения людей. Ситуация общения и
речевая ситуация. Компоненты речевого общения.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в
форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных;
подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени;
ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах
глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри
нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических
объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч.
существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок,
гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь,
тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных
м.р. (стакан 25
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапыработы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,дефиниция,
собственно описание, пояснение. Сжатое изложение. Приемы сжатия. Функциональные
разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её
строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного
сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответанализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства,
которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы.
Описание внешности человека.
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)». 7 КЛАСС
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально- политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических

единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературногоязыка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературногоязыка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексическойсочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числеспособы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов
очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном
наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий –
висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматическойнормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм
(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать,
уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи. Текст,
основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно- дедуктивные) структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Функциональные разновидности
языка. Разговорная речь. Публицистический стиль. Язык художественной литературы.
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)». 8 КЛАСС
Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского
(общеславянского)
языка,
древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова
как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль
старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в

западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика
бесед у русских и других народов.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотреблениязаимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно- научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как
результата проектной (исследовательской) деятельности. Учебно-научная дискуссия.
Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной
дискуссии.

Язык художественной литературы. Виды сочинений: сочинение в жанреписьма
другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
«РОДНОЙ ЯЗЫК(РУССКИЙ) ». 9 КЛАСС
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ св составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. ЭтикетИнтернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,Интернетполемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Речь. Речевая
деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности приобщении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования
текстов: аннотация,
конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной
литературы. Диалогичность
в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Речь. Речевая деятельность.
Текст

Язык и культура
Культура речи

Речь. Речевая деятельность.
Текст

Культура речи

Язык и культура

Тема
Язык и человек. Стили речи. Текст Тема текста. Основная мысль текста.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры
народа. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Правила речевого этикета: нормы и традиции
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст и его основные признаки.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Повествование. Описание. Рассуждение. Доказательства в рассуждении.
Элементы рассуждения. План ответа на уроке, план текста. Письмо. Устное
выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Особенности
языка фольклорных текстов. Понятие о рассказе. Невыдуманный рассказ о
себе.
6 класс
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Синонимы, антонимы и точность речи.
Лексические омонимы и точность речи. Основные грамматическиенормы
современного русского литературного языка
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмычтения
Сжатое изложение. Приемы сжатия. Разговорная речь. Текст как
единица языка и речи. Особенности разговорной речи. Учебно-научный
стиль.

5 класс
Основное содержание

9ч.

2 ч.
6 ч.

10ч.

3 ч.

Кол-во
часов
4ч.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

Язык и культура

2ч.

7ч.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как единица языка иречи.
Основные типы текстовых структур
Заголовки текстов, их типы. Отзыв. Учебный доклад Функциональные
разновидности языка. Разговорная речь.
Публицистический стиль. Язык художественной литературы.

Речь. Речевая деятельность.
Текст

8 класс
Исконно русская лексика. Собственно русские слова как база иосновной
источник развития лексики русского литературного языка.
Иноязычная лексика в разговорной речи, современной публицистики.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

5ч.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Основные лексические нормы современногорусского
литературного языка. Основные лексические нормы
современного русского литературного. Основные грамматическиенормы
современного русского литературного языка. Описание
действий.

5ч.

Культура речи

Язык и культура

Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной
литературы. Описание внешности человека.
7 класс
Русский язык как развивающееся явление.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Устаревшиеслова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох Архаизмы. Актуализация
устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт,
большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования последних
десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культурыречи.
Лексические заимствования последних десятилетий.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Культура речи

Язык и культура

Орфоэпические нормы
современного русского литературного языка.
Лексические нормы современного
русского литературного языка.
Грамматические нормы современного русского литературного языка .

5ч.

5ч.

10ч.

Виды речевой деятельности. Эффективные приемы слушания. Основные
методы, способы и
средства получения,
переработки
информации. Сжатое
изложение. Приемы сжатия.
Структура
аргументации: тезис, аргумент.
Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Прямые и
косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов. Эффективные приемы публичного
выступления. Функциональные
разновидности
языка. Разговорная
речь. Научный стиль
речи. Специфика оформления текста как
результата проектной деятельности.
Учебно-научная
дискуссия.
Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии
Язык художественной литературы. Виды сочинений.

Речь. Речевая деятельность.
Текст

9 класс
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа Ключевые
слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.
Переосмысление значений слов в современном
русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке

5ч.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Основные лексические нормы современного литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном
стиле.
Особенности
употребления
терминов
в
публицистике,
художественной литературе, разговорной речи. Нарушение точности
словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка

Культура речи

Речь. Речевая деятельность.
Текст

Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь.
Анекдот, шутка. Официально – деловой стиль. Деловое письмо.
Публицистический стиль. Проблемный очерк. Научно- учебный
подстиль. Доклад, сообщение. Язык художественной литературы.
Прецедентные тексты
7ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».