Рабочая программа по музыки 5-8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат имени Н.П. Князева»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ
«Бейская
СОШИ им. Н.П. Князева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыки
для 5-8 классов

Рабочая программа по музыки для 5-8 классов является частью Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П.
Князева» и состоит из следующих разделов:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1.Пояснительная записка
Данный учебный курс по музыки занимает важное место в системе общего образования
школьников, потому что рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов
образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить
формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры
школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности,
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт
поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального
восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на
специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную
нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного
человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на меж
предметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство»,
«История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения
достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По
усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным
музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
1.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий

уровень обобщённости, с другой - глубокая степень психологической вовлеченности личности.
Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства,
как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде
всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на
более глубоком - подсознательном - уровне.
Музыка - временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость
к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким
образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю реализовать в процессе преподавания музыки
современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования.
1.2 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс
включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5-8 классах, составляет 34
часа в год (не менее 1 часа в неделю).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; - проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;
- интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами
нравственного самоопределения, отражёнными в них;
- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в
дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных
концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
- осознание ценности творчества, таланта;
- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой;
- овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого
смысла;
- овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической
информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма
специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства;
- соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в
процессе повседневного общения;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.

Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- стремление перенимать опыт, учиться у других людей как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
- смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание
на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра,
стиля;
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
- самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание
музыки;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов,
музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица,
схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа
интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень
общения.
Вербальное общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки;
- понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие
сферы взаимодействия;
- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной
музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта
перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том
числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
- использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
- признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального
душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных
областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний,

умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а
также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать:
Музыка:
- знание специфики музыки как вида искусства;
- понимание значения музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;
- умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального
искусства в отражении вечных проблем жизни;
- знание основных жанров народной и профессиональной музыки;
- сформированность представления о богатстве музыкальных образов и способов их развития;
- знание основных форм музыки;
- знание характерных черт и образцов творчества
- крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных инструментов;
- знание имен выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько
народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору
учащихся);
- умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
- умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых
направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- умение распознавать на слух и воспроизводить знакомые
- мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
- умение различать звучание отдельных музыкальных
- инструментов, виды хора и оркестра;
- умение устанавливать взаимосвязи между разными видами
- искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- умение использовать приобретенные знания и умения в
- практической деятельности и повседневной жизни для певческого и инструментального
музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных
занятиях, школьных праздниках;
- умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное произведение и его исполнение;
умение выражать собственное отношение к музыкальным явлениям действительности;
- развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству с литературой о музыке,
слушанию музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,
- прослушивание музыкальных радио- и телепередач);
- выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и
высказываний на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым
на промежуточную и итоговую аттестацию.
В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о
специфике музыки как вида искусства, значении музыки в художественной культуре и ее роли в
синтетических видах творчества, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о
формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и

музыкантах-исполнителях,
приобретают
навыки
эмоционально-образного
восприятия
музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики,
образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов,
выразительного исполнения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен
композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся), исполнения партии
в хоре в простейших двухголосных произведениях, выявления общего и особенного при
сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной
драматургии, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра,
Достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в основную образовательную программу
предметных результатов освоения тематических модулей учебного предмета «Музыка».
Образовательные организации вправе самостоятельно определять последовательность
модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Музыка».
Планируемые результаты освоения программы по музыки 5 класс

Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным
самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных
и музыкально-театральных жанров.
Планируемые результаты освоения программы по музыки 6 касс

Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа;
республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор
учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным
самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных
и музыкально-театральных жанров.
Планируемые результаты освоения программы по музыки 7 класс

Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным
самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных
и музыкально-театральных жанров.
Планируемые результаты освоения программы по музыки 8 класс

Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей
малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным
самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и
жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры
наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:

определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары
произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных
и музыкально-театральных жанров.
3.Содержание учебного предмета музыка
5 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора
(игры, пляски, хороводы и др.).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»

Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших
соседей, музыка других регионов.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная
миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная
репризная форма. Куплетная форма.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения,
посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере
творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение
в сопровождении органа).

Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и живопись
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм,
композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и
т. д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,
К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »

Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,
синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая
сетка, импровизация)
6 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на
выбор учителя).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»

Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества
М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о
гармонии и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба
человека — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.).
Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи
Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт,
реквием
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и литература

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола,
былина и др.).
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).
Программная музыка.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »

Музыка цифрового мира
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус
(безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой
среды
7

класс

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачипричитания.
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной
природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических
произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей
кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные
инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.
Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»

Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества
Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

8 класс

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели
культуры. Театр, филармония, консерватория.
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»

На рубежах культур
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты,
финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие
сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев,
И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов ба-лета. Дягилевские сезоны.
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Народная музыка Американского континента
Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.).
Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Религиозные темы и образы в современной музыке
Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в
творчестве композиторов XX—XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры.
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы,
фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений
Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке).
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»

Молодёжная музыкальная культура
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX—XXI веков (рок-н-ролл, рок,
панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры.
4.Тематическое планирование
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

5 класс

Наименование разделов и тем
Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Жанры музыкального искусства
Русская классическая музыка
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Истоки и образы Русской и Европейской духовной музыки

Количество часов

4
4
5
5
6
3
2

8
9

Связь музыки с другими видами искусства
Современная музыка: основные жанры и направления
Итого:

3
2
34

6 класс
№ п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5
6
7

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Жанры музыкального искусства
Русская классическая музыка
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Истоки и образы Русской и Европейской духовной музыки

4
6
4
5
6
2
3

8
9

Связь музыки с другими видами искусства
Современная музыка: основные жанры и направления
Итого:

2
2
34

7класс
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Жанры музыкального искусства
Русская классическая музыка
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Истоки и образы Русской и Европейской духовной музыки

4
4
3
5
4
2
5

8
9

Связь музыки с другими видами искусства
Современная музыка: основные жанры и направления
Итого:

4
3
34

№ п/п

8 класс
Наименование разделов и тем

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7

Музыка моего края
Народное музыкальное творчество России
Жанры музыкального искусства
Русская классическая музыка
Музыка народов мира
Европейская классическая музыка
Истоки и образы Русской и Европейской духовной музыки

3
3
5
5
6
3
2

8
9

Связь музыки с другими видами искусства
Современная музыка: основные жанры и направления
Итого:

2
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».