Рабочая программа по ИЗО 5-7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школа – интернат имени Н.П. Князева»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бейская СОШИ
им. Н.П. Князева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5-7 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов является частью
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская
СОШИ им. Н.П. Князева» и состоит из следующих разделов:
1)
пояснительная записка;
2)
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3)
содержание учебного предмета, курса;
4)
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Пояснительная записка.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
•
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
•
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
•
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
•
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
•
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
•
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
•
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
•
овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
•
овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева»
на изучение
изобразительного искусства отводится 102 часа: в 5-7 классах по 1 часу в неделю.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
5класс
Личностные результаты отражают:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты:
Познавательные:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в
разные эпохи;

- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в
искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической
организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения
головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и
по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Регулятивные: результаты освоения программы отражают:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные
возможности её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
- излагают свое мнение в диалоге; делают выводы;
- строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания,
- самостоятельно принимают решения,
- умеют работать в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию
партнера;
работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного
процесса,
- осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией

- адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликты,
договариваются между собой.
- понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели,
- адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликты,
договариваются между собой.
- аргументированно оценивают свою работу и работы товарищей.
- излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.
- соблюдают нормы коллективного общения, понимают позицию другого; используют
речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.
- принимают активное участие в обсуждении нового материала
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовымипотребностями людей, необходимость присутствия в
предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и
магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории
человечества, о присутствиив древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративноприкладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении
предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево,
металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать
неразрывную связь декора иматериала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка,
др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его
знаковую природу,орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный,зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов
ленточных,
сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных
работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения
представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой
на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в
предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к
добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома,
его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и
символическое единствоего деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада
крестьянской жизни и памятник архитектуры;

иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его
образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного
костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать
традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное
наследие, хранящее всвоих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ
разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое
значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления
жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например,
Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское
Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно- прикладного искусства,
его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые
природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в
современнойжизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о
соотношении ремесла иискусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественныхпромыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях
современных народныхпромыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных
промыслах: дерево,глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и техникедекора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в
произведениях народныхпромыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании
изделий некоторыххудожественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид
изделий рядаотечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания
эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь
представление о значении исодержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной
деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной
обстановке и характеризоватьих образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства; различать по материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению
пространствашколы и школьных праздников.

6 класс
Личностные результаты отражают:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому
и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты:
Познавательные:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления
о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в
искусстве, ее претворение в художественный образ;

- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации
изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения
головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти
и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Регулятивные: результаты освоения программы отражают:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
- излагают свое мнение в диалоге; делают выводы;
- строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания,
- самостоятельно принимают решения,
- умеют работать в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера;
- работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса,
- осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией
- адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликты,
договариваются между собой.
- понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели,

- адекватно выражают и контролируют свои эмоции; преодолевают конфликты,
договариваются между собой.
- аргументированно оценивают свою работу и работы товарищей.
- излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.
- соблюдают нормы коллективного общения, понимают позицию другого; используют
речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.
- принимают активное участие в обсуждении нового материала
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство»
отражают:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
7 класс
Личностные результаты
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,

с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных
искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
– понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
– знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства;
– конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объеме);
– моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного
процесса в конструктивных искусствах;
– работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
зданий и вещной среды;
– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в
макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику
тектоники и фактур;

– владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного ансамбля;
Регулятивные: результаты освоения основной образовательной программы отражают:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
Предметные результаты
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
3. Содержание учебного предмета
5 класс
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и
предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы
народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта,
их значение вхарактере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного
искусства.
Знаки-символы
традиционного
крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по
дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе
практической творческой работы.
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и
символического — в еёпостройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Картина мира вобразном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы
жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора
традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость
соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого
народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их
выразительной формы иорнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и
южнорусский(понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных
регионов страны.

Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее
происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке.
Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах
вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных
регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в
форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального
своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного
панно на темутрадиций народных праздников.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и
ремесло. Традициикультуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных
промыслов народов
России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным
бытом (дерево,береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы
игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла.
Травный узор,
«травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство
формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения
травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные
образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы
орнаментальных композиций.
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой
росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла.
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора.
Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание
пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие
форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной
кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и
объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы
с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись
шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой
миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой
миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных
промыслов.

Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных
и культурныхтрадиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и
духовные ценности,неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и
ремесла, укладажизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства,
основные мотивы исимволика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение
образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и
его украшениях.
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта
— в культуреразных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или
декоративный знак.Государственная символика и традиции геральдики.
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.
Значение украшений в проявлении образа человека, его характера,
самопонимания, установок инамерений.
Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное
оформление школы.
6 класс
Тема года - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34ч.)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия
«художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины
мира. Искусство изображения как способ художественного познания.
Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного
отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как
части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия
произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в
изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Индивидуальные и
коллективные практические творческие работы.
Тема - Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства
этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным
способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а
зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства
через сопереживание его образному содержанию.
Тема - Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной
культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в
определенное время, и как творческая
лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике
и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира
(композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Тема - Вглядываясь в человека. Портрет (8 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством
портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной
индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия,
объем, свет).Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Тема Пространство и время в изобразительном искусстве. Пейзаж и
тематическая картина (10 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и
переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка
зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Пейзаж в русской живописи.
Бытовой жанр. Исторический жанр. Библейские темы в изобразительном искусстве.
7 класс
Тема года - «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их
место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративноприкладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и
эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и
культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды
города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логичное продолжение
вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от
одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего
обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах
архитектурного и дизайнерского творчества.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Тема Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн –
архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 ч.)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн
и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания.
Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,

линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные,
визуально-психологические и социальные аспекты.
Тема - В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
(8 ч.)
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание –
объем в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома
и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое
видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурнодизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура
вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее
и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Тема - Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в
жизни человека (10 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка
конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального
градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка
конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и
сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.
Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и
ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Тема - Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование (8 ч.)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию
облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или
комплекта одежды.
Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию
имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек
моделирует современный мир.

4.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

Наименование темы
7 класс
1. Общие сведения о декоративно-прикладном
искусстве
2. Древние корни народного искусства
3. Народные художественные промыслы
4. Декоративно-прикладное искусство в культуре
разных эпох и народов
5. Декоративно-прикладное искусство в жизни
современного человека
Итого

Количество
часов
всего
1
8
7
10
8
34

6 класс
1. Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка
2. Мир наших вещей. Натюрморт
3. Вглядываясь в человека. Портрет.
4. Человек и пространство. Пейзаж
Итого
7 класс
1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в
ряду пространственных искусств. Мир, который
создает человек. Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции – основа дизайна и
архитектуры
2. В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры как среды в жизни человека
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ
жизни и индивидуальное проектирование
Итого

8
8
10
8
34

8
8
10
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».